МОСКВА, 29 авг - РИА Новости. Инициатива ЛДПР по закреплению за водителем права выбирать способ возмещения вреда по ОСАГО похвальная, но не новая. Партию либерал-демократов с этими начинаниями опередил Минфин, разработавший законопроект с такими поправками почти два года назад. Поэтому заявка ЛДПР носит, скорее, имиджевый характер, и отдельный документ по этому вопросу рынку не нужен, считают страховщики, опрошенные агентством "Прайм".
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Депутаты ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий законодательно закрепить за автовладельцами, а не страховыми компаниями, преимущество в выборе способа возмещения ущерба при наступлении страхового случая по ОСАГО - ремонтом или деньгами.
В настоящее время у потерпевшего нет права выбора возмещения вреда, вместе с тем, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества по согласованию с потерпевшим, однако эта практика почти отсутствует на рынке.
Таким образом, по мнению ЛДПР, сегодня закон предоставляет потерпевшему лишь возможность согласиться с предложением страховщика либо отказаться от него. Это ставит потерпевшего и страховщика в неравные условия, считают депутаты.
Хорошо забытое старое
"Предложение по закреплению права выбирать способ возмещения ущерба при наступлении страхового случая по ОСАГО за автовладельцем предусмотрено законопроектом Минфина России, содержащим комплекс поправок в закон об ОСАГО. Поэтому, на наш взгляд, необходимости внесения в Госдуму отдельного законопроекта на эту тему нет", - сказали "Прайму" в профобъединении игроков обязательной автогражданки - Российском союзе автостраховщиков (РСА).
Минфин в конце 2010 года обнародовал масштабный проект с поправками в закон об ОСАГО. Одной из самых важных новаций документа стало предоставление потерпевшим в ДТП права ремонта автомобиля за счет ОСАГО. По предложению ведомства, возмещение вреда страховщиком сможет осуществляться либо в натуральной форме - через организацию и оплату ремонта авто на согласованной со страховщиком станции, либо как сейчас, в денежной или безденежной форме.
"В профессиональном сообществе не раз обсуждались подобные предложения, и в целом со стороны страховщиков нет какого-либо негатива в отношении подобных изменений", - отметил директор по страхованию компании "ИНТАЧ страхование" Михаил Ефимов.
Минусы
Тем не менее, эксперты страхового рынка нашли и некоторые изъяны подобного предложения.
"С точки зрения улучшения сервиса, данная инициатива выглядит привлекательно, хотя все зависит от реализации - внесение значительных изменений в систему выплат, на которую сейчас приходится большинство жалоб клиентов, может вызвать дополнительные сложности", - считает директор по страхованию автогражданской ответственности компании "Альянс" Андрей Антохонов.
"Инициатива ЛДПР, мягко говоря, не продумана (если не говорить о явном популизме, либо лоббировании интересов крупных автодилеров)", - считает заместитель генерального директора страховой компании "МАКС" Виктор Алексеев. По его словам, чтобы осуществлять ремонт на СТОА, между СТОА и страховой компанией должен быть стандартный договор. В то же время только первая двадцатка страховых компаний обладает большим объемом договоров и с универсальными СТОА, и со СТОА дилеров. "Что тогда делать оставшимся ста с лишним компаниям?", - задается вопросом Алексеев.
Еще одна проблема реализации данной идеи - возмещение разницы в виде износа, которая может составить значимую долю выплаты.
"Законом установлено, что сумма причиненного ущерба определяется с учетом износа на заменяемые в процессе ремонта детали, стоимость работ определяется по среднерыночным ценам в регионе, следовательно, не во всех случаях страховщик имеет право оплатить ремонт транспортного средства в полном объеме, потерпевший будет оплачивать ту часть стоимости ремонта ТС, которая не может быть возмещена по ОСАГО", - отметила заместитель начальника управления обязательных и массовых страховых продуктов "РЕСО-Гарантии" Марина Щукина.
По мнению Антохонова, отменять амортизацию нельзя, иначе это вызовет новый виток мошенничества и роста тарифов. "Перекладывать расходы на пострадавшего - не выход", - считает он.
В трактовке ЛДПР большинство выберут СТОА дилера, ремонт на котором вдвое, а то и втрое дороже, чем на универсале, считает Алексеев. "В этом случае страховые компании либо сдают лицензии, так как в убыток никто работать не будет, либо надо еще процентов на 70 поднимать тарифы. В совокупности с однозначным повышением, вызванным новым проектом, связанным с увеличением страховых сумм, тарифы могут подняться в 2,5 раза. Нужно ли это населению?", - добавляет он.
Искусственный характер
Истинные намерения ЛДПР также остались под вопросом у ряда страховщиков. "Инициатива носит искусственный характер и, скорее всего, направлена на демонстрацию заботы об избирателях", - считает руководитель отдела страхования автотранспорта и имущества физических лиц "Чартис" Роман Тихоненко.
"Право страхователя согласиться с предложением страховщика или отказаться от него ничем не отличается от права принятия решения. На мой взгляд, такое изменение законодательства никак не повлияет на текущую практику урегулирования по ОСАГО", - добавляет он.
Важно в данном вопросе избежать как популистских, так и избыточно лоббистских шагов, считает начальник департамента маркетинга и развития ОСАО "Россия" Андрей Коженков. "Пока есть возможность, нужно находить оптимальные пути эволюционного развития, которые принесут пользу всем участникам рынка, а не какой-то отдельной стороне", - заявляет он.
С такой позицией согласен РСА, отмечая, что применение подобной схемы - процесс двусторонний и не может осуществляться только по выбору потерпевшего или страховщика без учета позиции автосервиса.
Зарубежная практика
В свою очередь, директор по коммуникациям страхового холдинга Generali PPF Рихард Капса рассказал "Прайму", что практика прямого возмещения убытков по ремонту машин автовладельцам, застрахованным по ОСАГО и попавшим в ДТП, является в европейском страховании абсолютно стандартной.
"В случае если клиент страховой компании выберет такой вариант возмещения - а этим правом он, естественно, обладает, - то между ним и страховой компанией не происходит практически никаких финансовых расчетов", - отметил он.
По его словам, опыт показывает, что такой метод возмещения выбирают в основном владельцы новых автомобилей. Страховая компания оплачивает автосервису, в котором производится ремонт, цену запчастей и необходимых ремонтных работ. Условием, однако, является сдача автомобиля в ремонт сертифицированному, партнерскому автосервису страховой компании, список которых озвучен публично.
Более подробно читайте на сайте агентства Прайм >>