С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 авг – РИА Новости. Крупнейшие научные центры страны, все государственные вузы должны выстраивать свои образовательные программы с учетом новейших требований различных производственных отраслей России, считает ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской.
Первые объединения вузов в России произошли около пяти лет назад в Ростове и Красноярске, когда были созданы два федеральных университета – Южный и Сибирский. Затем пошли объединения в Якутске, Екатеринбурге, Владивостоке, Архангельске, Калининграде.
Москва и Петербург подключились к этому процессу недавно. В 2011 году в Москве произошло слияние не менее 12 вузов, в Петербурге объединились Мечниковская академия и Академия постдипломного медицинского образования, Политехнический университет и Институт машиностроения, ИТМО и Университет низкотемпературных и пищевых технологий, Горный университет и Северо-Западный заочный технический.
"Есть три направления – качественное, количественное и материальное. Мы должны постепенно выйти на центры компетенции для разных отраслей промышленности России. Академия наук – вопрос сложный, она идет своим путем, но создание консорциума с ней вполне возможно", - рассказал Рудской в ходе видеомоста РИА Новости Москва – Петербург – Томск.
Самым явным показателем эффективности образования будет являться компетентность выпускаемых специалистов в той или иной сфере, подчеркнул Рудской. За последние десять лет число вузов в Петербурге увеличилось с 630 до 1115, при этом государственных вузов сейчас 650, а частных – более 460 заведений.
"Увеличивается число "доморощенных" вузов, когда занятия ведут даже в каких-то квартирах. Число студентов увеличилось с 2,6 миллионов человек до 7 миллионов. Очень много юридических, экономических и прочих гуманитарных специальностей – в противовес техническим", - отметил эксперт.
Часть средств, выделенных из федерального бюджета за последние пять лет на развитие системы высшего образования в Петербурге, возможно, была не вполне эффективна, предположил Рудской. По его словам, основная проблема в том, что до сих пор не развиты точки дальнейшего комплексного развития вузов, а те успехи, которые есть, являются разрозненными.