МОСКВА, 28 авг - РИА Новости. Коллекторские агентства продолжают угрожать жизни и здоровью россиян, запугивают расправой над членами семьи, описью имущества и привлечением к уголовной ответственности, свидетельствуют обращения граждан РФ, поступающие в Роспотребнадзор. Эксперты ведомства и правозащитники рассказали РИА Новости, как избежать проблем с коллекторами.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
В середине июля Генпрокуратура сообщила о том, что планирует усилить надзор за соблюдением прав населения при взаимодействии с коллекторами. Надзорное ведомство проверило деятельность коллекторских организаций в России и установило, что агентства, занимающиеся взысканием просроченных долгов, нередко угрожают и запугивают заемщиков. Прокурорам регионов РФ было поручено усилить надзор за соблюдением прав граждан в сфере потребительского кредитования.
По данным Роспотребнадзора, коллекторские агентства по-прежнему используют незаконную практику работы с "недобросовестными заемщиками". "Характер поступающих обращений свидетельствуют о том, что коллекторы угрожают жизни и здоровью граждан, запугивают описью имущества, лишением родительских прав, привлечением к уголовной ответственности, избиением, вторгаются в квартиры, распространяют порочащие сведения о людях, которые взяли кредит", - сообщили РИА Новости в ведомстве.
Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаил Аншаков добавил, что одна из излюбленных тактик коллекторов - запугивание пожилых родственников заемщика. "Давить на членов семьи - это одна из основных схем, так как родственники легко покупаются на угрозы", - говорит он.
Как избежать встречи с коллектором
Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют тем, кто собрался брать кредит, внимательно изучить условия договора, особенно пункты, где описываются права и обязанности, а также ответственность сторон. Обязательно нужно заключить договор письменно. "Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным", - пояснили в Роспотребнадзоре.
Во-первых, надо обращать внимание на информацию о размере кредита (сумма должна быть выражена в рублях); информацию о полной сумме, подлежащей выплате по договору (в рублях); график погашения суммы. Все эти сведения банк обязан предоставлять в соответствии с законом "О защите прав потребителей".
Во-вторых, нужно внимательно изучать условия досрочного погашения договора. "Необходимо знать, что возвратить кредит, взятый на потребительские нужды, возможно только при условии предварительного уведомления кредитной организации не менее чем за 30 дней до дня возврата, договором может быть установлен и более короткий срок уведомления", - пояснили в ведомстве.
В-третьих, подписывая договор, всегда нужно обращать внимание на то, какие меры может предпринять в отношении заемщика банк. Например, если платеж просрочен, то есть порядок начисления и уплаты пени. "Имейте в виду, что у банка есть право при нарушении срока возврата очередной части долга потребовать от вас досрочного возврата всей оставшейся суммы", - предупредили в Роспотребнадзоре.
В-четвертых, необходимо четко осознавать свое право выражения согласия на передачу банком ваших персональных данных и иной информации об обслуживании счета, третьим лицам. Если это произошло без вашего согласия, можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или ее территориальный орган.
"При этом необходимо учитывать, что в законодательстве РФ отсутствует прямой запрет на совершение банком (кредитной организацией) переуступки прав требования по кредитному договору. Однако при совершении подобных сделок происходит перемена лиц в обязательстве, в силу чего особого внимания требует разрешение вопроса о легитимности переуступки обязательств по кредитному договору", - сказали в Роспотребнадзоре.
Число исков, подаваемых в российские суды в защиту прав потребителей неуклонно растет, и это позволяет говорить о формировании новой малой отрасли права по защите интересов каждого гражданина, заявил во вторник глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко. Подробнее об этом >>
Буква закона
Специалисты ведомства пояснили, что в соответствии со статьей 819 ГК РФ в качестве субъекта кредитного договора должен быть указан исключительно банк или иная кредитная организация (банк - это подвид кредитной организации). Одним из условий осуществления деятельности кредитными организациями является получение лицензии Центробанка РФ. В то же время переход прав (переуступка), неразрывно связанных с личностью кредитора, к другому лицу не допускается.
По словам главы ОЗПП, в России не определен правовой статус коллекторских агентств. "Переуступка правил требования - когда одно лицо переуступает право требования по долгу другому лицу, это возможно в отношениях между юридическими лицами, а потребитель - слабое звено потребительских отношений. Законодательство большинства развитых стран не ставит потребителя в равные права с банками", - сказал он.
Подавляющее большинство россиян (91%) не знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Подробнее об этом >>
Кроме того, согласно федеральному закону "О банках и банковской деятельности" кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Если выдача кредита сопровождалась открытием банковского счета, банк не вправе разглашать данную информацию, отметили в Роспотребнадзоре.
В ведомстве пояснили, что банки могут выдавать справки по счетам и вкладам физических лиц только самим клиентам, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Передача информации, составляющей банковскую тайну, третьим лицам в рамках договора о переуступке прав требования предусматривает уголовную ответственность, подчеркнули в Роспотребнадзоре. Если организация разгласила сведения, составляющие банковскую тайну, клиент вправе требовать возмещения причиненных убытков.
Вымогатель нечаянно нагрянет
Если коллекторы пришли к вам домой, попросите кого-либо из домашних сразу вызвать полицию или сделайте это сами, советуют в Роспотребнадзоре. "Вне зависимости от того, задержаны коллекторы или нет, направляйтесь в отделение полиции и напишите заявление о вмешательстве в личную жизнь", - добавили эксперты.
Они также отметили, что специального закона, регулирующего коллекторскую деятельность в России, нет, но полиция должна проверить законность требований коллекторов, основания их деятельности, установить их личность, название агентства и так далее. Все это поможет в гражданском суде.
"Вы не обязаны пускать коллектора к себе в квартиру. Он не судебный пристав-исполнитель и не полицейский, он не обладает абсолютно никакими полномочиями входить без спроса в ваше жилище. Если каким-то образом коллекторы все же проникли к вам в квартиру, попросите немедленно ее покинуть и объясните, что в противном случае у них наступает ответственность, предусмотренная законодательством РФ. Скажите коллекторам, что все вопросы по исполнению договора вы будете решать только в судебном порядке", - советуют в Роспотребнадзоре.
Кроме того, нельзя подписывать никакие бумаги, которые предлагают коллекторы. При общении с ними желательно использовать фото- и видеосъемку, а также диктофонные записи, которые можно будет передать в суд.
"Храните записи с подробным изложением всех переговоров. Отмечайте дату и время каждого звонка, название агентства, фамилию собеседника и стенограмму разговора. Сообщайте коллекторам минимум информации о себе. Не говорите о месте работы, наличии и месте хранения имущества", - предупреждают специалисты Роспотребнадзора.
По словам экспертов, обо всех случаях неправомерных действий со стороны коллекторов можно сообщать в письменном виде в орган прокуратуры по месту жительства.
Если коллекторское агентство использует в своем наименовании слова "судебный пристав" и образованные на их основе словосочетания, можно сообщить об этом в Федеральную службу судебных приставов или ее территориальный орган.
Читайте о том, как отличить настоящего судебного пристава от мошенника >>
По словам Аншакова, нередки случаи, когда коллекторы угрожают людям, которые не брали займа в банке. "Если вы не брали кредит, вам никто не вправе предъявлять претензии - ни банк, ни коллекторы. Но если они на вас вышли, необходимо попросить коллекторов уведомить вас письменно о претензиях, чтобы на руках был некий официальный документ. Кроме того, не лишним будет заручиться поддержкой свидетелей, если коллекторы не только звонят по телефону, но и пытаются физически запугивать и угрожать. В любом случае, если вы не брали кредит, а вам угрожают - необходимо обращаться в суд, за моральной компенсацией", - добавил Аншаков.
Шансы засудить коллектора
По словам главы ОЗПП, судебная практика в отношении коллекторов в России практически отсутствует. "Судебная практика практически отсутствует по той причине, что это сложно доказывается. Коллекторы очень редко идут на прямой контакт с должниками, они работают, как правило, удаленно - терроризируют телефонными звонками, рассылают письма с угрозами, причем не только должнику, но и его родственникам", - отмечает Аншаков.
Он советует распространять в открытых источниках - в блогах, на форумах, в социальных сетях - информацию о недобросовестных банках и коллекторах. "Иногда это срабатывает, потому что банки, когда о них появляется большое количество негативных отзывов, начинают реагировать. Не нужно молчать, наоборот стоит действовать активно - называть конкретные банки и конкретные коллекторские агентства. Эта антиреклама, во-первых, сможет обезопасить других потребителей, а, во-вторых, побудит банк или агентство отказаться от вашего преследования, тем более, если оно ведется незаконно", - уверен Аншаков.