Рейтинг@Mail.ru
Как снять лучший фильм: 7 правил Дэвида Финчера - РИА Новости, 28.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как снять лучший фильм: 7 правил Дэвида Финчера

© Компания 20th Century FoxКадр из фильма "Бойцовский клуб"
Кадр из фильма Бойцовский клуб
Читать ria.ru в
Дзен
Американский режиссер Дэвид Финчер празднует сегодня 50-летие. Мастер психологических триллеров, любитель историй о серийных убийцах и человек, осмелившийся перенести на экран историю компании Facebook, Дэвид Финчер не страдает от излишней скромности и знает цену своим фильмам. И не зря, ведь в карьере кинематографиста не было ни одного провала. Так в чем же секрет успеха?

Наталия Григорьева

Американский режиссер Дэвид Финчер празднует сегодня 50-летие. Мастер психологических триллеров, любитель историй о серийных убийцах и человек, осмелившийся перенести на экран историю компании Facebook, Дэвид Финчер не страдает от излишней скромности и знает цену своим фильмам. И не зря, ведь в карьере кинематографиста не было ни одного провала. Так в чем же секрет успеха? Слово Дэвиду Финчеру.

Может, я живу слишком изолированно. Или слишком уверен в себе, или просто социопат, но я могу делать только лучшее.

"Чужой 3" в качестве дебюта

В качестве режиссера полнометражного художественного кино Финчер дебютировал в 1992 году с третьей частью истории о Чужом. К этому моменту, впрочем, 30-летний режиссер был уже не новичком в бизнесе. Он вырос в Калифорнии, центре кинематографической жизни Америки, и, по его собственным словам, все вокруг или хотели снимать кино или уже снимали, как, например, его сосед - Джордж Лукас.

Маленький Дэвид не был исключением: увидев в семь лет фильм о съемках вестерна "Буч Кэссиди и Санденс Кид" он решил, что это "крутая работа". Однако путь к большому экрану для Финчера был если не тернист, то довольно долог: он трудился на киностудии в качестве рабочего, занимался производством спецэффектов и снимал рекламные ролики и видеоклипы. Набравшись опыта в области кинопроизводства, Финчер заявил о себе постановкой продолжения эпопеи о пришельцах, придуманных Ридли Скоттом.

Я хотел снять "Чужого". Я хотел сделать это с 16 лет.

Несмотря на успех первых двух фильмов и присутствие в третьей части полюбившейся гикам всего мира Сигурни Уивер, "Чужой 3" провалился в прокате, а Финчер и вовсе покинул проект на этапе постпродакшена. Впрочем, это не остановило начинающего режиссера, который утверждает, что работа над "Чужим" и разногласия с продюсерами "научили его сражаться". К тому же эта работа во много определила стиль кинематографиста – путаные истории со множеством загадок и неожиданными сюжетными поворотами, а также крайне мрачное – и по цвету, и по атмосфере – изображение.

Много фильмов о серийных убийцах

К слову о мрачном: в рецензии на фильм "Семь" кинокритик журнала Washington Post задается риторическим вопросом "Это искусство или Финчер просто забыл оплатить счет за электричество?". Разочаровавшись в чудовищах космического масштаба, режиссер возвращается с неба на Землю и впервые обращается к теме человеческой жестокости. В 1995 году на экраны выходит картина "Семь" - история о серийном убийце, возомнившем себя чуть ли не богом и карающем жертв за смертные грехи. В течение семи дней – именно столько времени занимают события, описанные в ленте, - за маньяком гоняются два детектива, которые в результате также становятся жертвами хитроумного плана злодея. Главные роли исполнили Кевин Спейси, Морган Фриман, Брэд Питт и Гвинет Пэлтроу.

"Семь" - как моток спутанных ниток, и мне казалось, что я никогда его не видел… знаете, Кевин Спейси весь забрызганный кровью на втором часу фильма поразил меня, словно это была Джанет Ли, зарезанная до смерти в душе в фильме "Психо".

Также как одного известного русского певца одолевали в свое время вопросами об обилии ремейков в его творчестве, Дэвида Финчера нередко спрашивают, почему в его фильмографии так много историй о маньяках. Он привык и научился отшучиваться: "Да, если бы я сам финансировал все эти фильмы, это выглядело бы очень подозрительно".

По правде говоря, вопросы журналистов в этом случае вполне закономерны. В 2002 году на экраны вышла "Комната страха", где героине Джоди Фостер приходится вместе с дочерью (ее играет Кристен Стюарт) прятаться в бронированной комнате от ворвавшихся в дом грабителей. А вслед за этим, в 2007, Финчер выпустил картину "Зодиак" - основанную на реальных событиях историю серийного убийцы, терроризировавшего Сан-Франциско в конце 60-х, посылавшего письма с криптограммами и головоломками в газеты и до сих пор не пойманного. Лента с Джейком Джилленхолом и Робертом Дауни-млалдшим в главных ролях даже была номинирована на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля.

В первом классе мы ужасно боялись Зодиака. Школьный автобус сопровождала машина шерифа.

Наверно, именно потому, что рассказанная в фильме история является личной для самого режиссера, напряженная атмосфера в картине создается без крови и криков, ведь, по мнению самого Финчера, "самое страшное в серийном убийце – то, что им может оказаться кто-то, живущий по соседству".

Триллер, драма, приключения и детектив в одном флаконе

Кино снимается для зрителей, фильм – и для зрителей, и для кинематографистов. Я думаю, что "Игра" - это кино.

Картина, о которой говорит Финчер, вышла в прокат в 1997 году. Главную роль – бессердечного одинокого богача Николаса Ван Ортена - исполнил Майкл Дуглас. Полной противоположностью персонажу Дугласа является его брат в исполнении Шона Пенна. Именно он дарит Николасу сертификат на прохождения некой психологической игры. Сначала герой, само собой, относится ко всему более чем несерьезно, но очень быстро меняет свое мнение – размеренная жизнь Ван Ортена не просто выходит из-под контроля, но и вполне может оборваться в любой момент. В общем, в фильме есть все: погони, перестрелки, красивые женщины, деньги, детские травмы, семейные конфликты, а, главное, излюбленные Финчером головоломки и совершенно обезоруживающий финал.

По словам продюсера "Игры" Стива Голина, у персонажа Майкла Дугласа есть кое-что общее с самим Финчером: "Он [Финчер] очень привередливый, это может даже раздражать. Если вы заходили в его кабинет и что-то передвинули у него на столе, а потом не положили на место, он начинает сходить с ума и ему необходимо немедленно все расставить в нужном порядке. Так что можете представить, как он ведет себя на съемках".

Экранизировать "Бойцовский клуб"

Джош Донен, один из моих агентов, сказал мне: "У меня тут книга, ты должен ее прочитать…" Я ответил, что не стану, тогда он зачитал мне отрывок про Раймонда К. Хесселя, в котором Тайлер приставляет пушку к голове мужчины и говорит ему: "Я знаю, кто ты. Я знаю, где ты живешь. Я буду проверять, что ты поделываешь, мистер Раймонд К. Хессель". Я читал всю ночь и был потрясен. Я так смеялся, что сказал самому себе: "Я должен в этом поучаствовать. Если кто-то будет снимать этот фильм, я должен, по крайней мере, снять для него лучшую сцену".

Речь, конечно, о "Бойцовском клубе" - экранизации одноименного романа Чака Паланика, осуществленной все-таки именно Дэвидом Финчером в 1999 году. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на популярность и культовый статус автора, картина Финчера – тот редкий случай, когда киноверсия если и не превосходит литературный оригинал, то уж явно ему не уступает. Эдвард Нортон в роли страдающего раздвоением личности Рассказчика, Хелена Бонэм Картер в роли роковой женщины Марлы Сингер и, конечно, Брэд Питт, чей Тайлер Дерден был признан журналом Empire величайшим киноперсонажем.

Благодаря Финчеру, каждый второй знает, как варить мыло и как звучат "8 правил Бойцовского клуба", критики называют картину "Заводным апельсином" эпохи яппи", статья о фильме на Wikipedia напоминает научный труд, и даже сам Чак Паланик признал, что концовка, придуманная Финчером, удачнее концовки его книги.

Дэвид Финчер вспоминает о первом показе "Бойцовского клуба": "То, что выход фильма расколол общество, - мягко сказано. Первый раз мы представляли картину на Венецианском кинофестивале, и не будет преуменьшением сказать, что нас там возненавидели. Впрочем, самым молодым человеком в зале был Джорджио Армани. Они требовали наши шкуры, мы порвали город. Мы думали, что это весело. На самом деле, мама Хелены Бонэм Картер смеялась весь фильм – единственная. Она классная".

В главной роли - Брэд Питт

Миру известно немало примеров успешного и многолетнего сотрудничества режиссера с одним актером (или актрисой). Тут и Феллини с Мастрояни, и Тим Бертон с Джонни Деппом, и Мартин Скорсезе – сначала с Робертом Де Ниро, потом с Леонардо Ди Каприо. Можно сказать, что и Дэвид Финчер выбрал своего актера, хотя список совместных работ этих двоих пока ограничивается лишь тремя фильмами.

Речь, конечно, о Брэде Питте, с которым режиссер работал над картинами "Семь" и "Бойцовский клуб" и которого пригласил на главную роль в ленту 2008 года "Загадочная история Бенджамина Баттона".

Почти трехчасовой фильм, снятый, что интересно, по небольшому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, потряс умы современников – прежде всего гримом и спецэффектами. Дело в том, что по сюжету главный герой рождается стариком и по ходу жизни, которая приходится ровнехонько на XX век, молодеет. Брэду Питту пришлось в буквальном смысле менять тела – в некоторых сценах с помощью специальной техники к голове актера "приставляли" другое тело – и носить невероятно сложный грим.

Финчер вспоминает о разговоре с Брэдом Питтом: "Он сказал, что не хочет играть 7 и 15 лет из чьей-нибудь жизни, что ему это неинтересно. Но если бы мы предложили ему сыграть человека в течение всей его жизни, он бы согласился. Тогда и стало ясно, что Бенджамин будет ростом в 4 фута и 85 лет от роду".

И все не зря – картина завоевала три премии "Оскар", как не трудно догадаться, за декорации, визуальные эффекты и грим.

Я думал о финальном кадре: 74-летняя женщина держит на руках 7-месячного ребенка, который уже готов умереть. Я подумал, что это было бы красивым концом любовной истории.

Социальное кино

Никто не приходил ко мне со словами: "Тебе нравится Марк Цукерберг?" Мне сказали: "У нас есть отличный сценарий, хочешь почитать?"

Подробнее о фильме "Социальная сеть" >>

Однажды Дэвид Финчер встретил Аарона Соркина – так началась работа над одним из самых известных фильмов режиссера. "Социальная сеть" - история студента Гарварда по имени Марк Цукерберг, который так бы и остался одним из тысячи выпускников, если бы однажды не придумал Facebook, перед этим порядком насолив нескольким богачам и в пух и прах разругавшись с друзьями. Зато теперь весь мир знает его как самого молодого мультимиллионера – поистине история достойная большого экрана. Руководство компании отказалось принимать какое-либо участие в проекте, тем не менее картина была обречена на успех, ведь количество пользователей Facebook, которые радостно ринулись в кинотеатры в надежде узнать всю правду о жизни отцов-основателей любимой соцсети, исчисляется сотнями тысяч. В итоге: 3 "Оскара", 4 "Золотых глобуса" (в том числе и режиссеру) и более $220 млн в прокате.

Не думаю, что Facebook – это зло. Просто люди поразительны в своем умении находить способ потратить время впустую.

Джастин Тимберлейк о съемках в фильме "Социальная сеть" >>

Снять и переснять шведов

Стоило мне закончить съемки "Социальной сети", как  директор студии Sony Эми Паскаль сообщила мне, что они купили права на "Девушку с татуировкой дракона". Она сказала, что кинофраншиза – это не обязательно кино для 11-летних, что этот материал точно не для 11-летних и потому они и принесли его мне.

Подробнее о фильме "Девушка с татуировкой дракона" >>

Неудивительно, что Дэвид Финчер, недолго раздумывая, взялся за экранизацию шведского романа-бестселлера Стига Ларссона, ведь в этой истории есть все, что так любит режиссер: в каждом шкафу скелет, за каждым кустом рояль, а в каждой голове свои тараканы. В качестве "голов": журналист-детектив Блумквист в исполнении "Бонда" Дениэла Крейга, хакерша Лизбет Саландер, сыгранная Руни Марой, и куча жутковатых и ненавидящих друг друга членов одной большой семьи.

К моменту выхода финчеровской "Девушки с татуировкой дракона" шведы уже успели отснять все части трилогии "Миллениум", а потому сравнение двух версий было неизбежно, и кое-где не в пользу новой. Но не будем о грустном, тем более, что при одинаковых исходных природных данных – оба фильма частично снимались в Швеции – видеоряд у Финчера получился интереснее. Тут и бесконечные заснеженные поля, и одиноко стоящие на холмах особняки с окнами от потолка до пола, и серый дождливый Стокгольм. Как нельзя кстати оказалась вышеупомянутая любовь режиссера к мрачному и темному, как видеоряду, так и атмосфере. Даже Лизбет Саландер здесь грубее, таинственнее и, да, мрачнее: то ли благодаря увеличению количества сережек на лице, то ли из-за выкрашенных в белый цвет бровей.

Дэвид Финчер о фильме "Девушка с татуировкой дракона" >>

Будет ли продолжение и снимет ли Дэвид Финчер две остальных части трилогии – "Девушка, которая играла с огнем" и "Девушка, которая взрывала воздушные замки" - неизвестно, но можно с уверенностью утверждать, что режиссеру герои Стига Ларссона, Блумквист и Лизбет, полюбились.

Мне так нравятся эти персонажи. Я хочу, чтобы, посмотрев фильм, люди говорили: " Не могу дождаться, когда увижу этих двоих снова".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала