Автор: Елена Косова
Он появился на свет в конце ХIХ века и сразу покорил весь мир. Россия не стала исключением: известно, что сам Николай II весьма любил кинематограф. Оригинальное искусство довольно быстро получило "прописку" в нашей стране: еще до революции одно за другим стали открываться киноателье в Санкт-Петербурге и в Москве.
Важнейшее из искусств
После Великой Октябрьской революции большевики, быстро оценившие роль кино как могучего "агитатора" и "пропагандиста", все киноателье национализировали. А вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин учил: "Пока народ безграмотен, для нас важнейшими из искусств являются кино и цирк". Целиком эта известная, но вырванная из контекста фраза звучит именно так.
После национализации многие киноателье объединили и переименовали в фабрики. Так, в 1923 году одной творческой студией стали бывшие ателье Ханжонкова и Ермольева. Позднее, в начале 1924 года, эта студия получит название "Мосфильм".
Сегодня "Мосфильм" - это огромный киногород, расположенный внутри Москвы на площади 34,5 гектаров. Это пятнадцать съемочных павильонов, звуковые и монтажные студии, мастерские по изготовлению реквизита и декораций, натурная площадка "Старая Москва" и даже собственный музей, в котором каждый экспонат - киногерой.
"Дворники" с "Мерседеса" Штирлица
"Наши экспонаты до сих пор востребованы на съемочной площадке, на них не может быть музейной пыли, - говорит заведующая музеем киноконцерна "Мосфильм" Елена Морозова. - У всех - обширная кинобиография, но некоторые почему-то запомнились зрителям только по одной роли. Обратите внимание, какое сходство с некоторыми актерскими судьбами".
К примеру, трофейный "Мерседес-Бенц" 1938 года выпуска - герой многих картин. Однако посетители музея "Мосфильма" воспринимают его только как автомобиль, на котором ездил Штирлиц. И все время норовят снять с лобового стекла "Мерседеса" "дворники" - на сувенир.
Кстати, именно с "дворниками" связаны некоторые киноляпы в легендарном фильме о советском разведчике .
"Дело в том, что "Семнадцать мгновений весны" снимали не только в Москве, но и в городах Прибалтики, и Германии. Понятно, что там машины брали в аренду на других студиях, - рассказывает Елена Морозова. - На крупных планах, где Штирлиц спит свои законные 20 минут, общается с радисткой Кэт, сосредоточенно думает, в кадре всегда два "дворника" сверху - это автомобиль нашей киностудии".
Но иногда на средних и общих планах "дворники" у автомобиля оказываются снизу, а порой в кадре показывается лобовое стекло вообще с одним "дворником". Это как раз и есть те машины, которые были арендованы за пределами Москвы.
Несмотря на то, что в музее "Мосфильма" можно встретить и ландо, и пролетки, и кареты, снявшиеся во многих исторических фильмах, именно автомобили почему-то стали самыми популярными среди посетителей экспонатами.
"Вот, к примеру, "ЗИС-8", по кличке "Фердинанд", на котором Глеб Жеглов преследовал Фокса. Кстати, герои фильма - сотрудники МУРа - прозвали так этот автобус из-за его неповоротливости. "Фердинанд" - немецкая танковая самоходка, квадратная и неуклюжая, отсюда и кличка", - говорит Елена Морозова.
В соседнем зале среди прочих узнаваемых авто, у которых непременно задерживаются экскурсанты, есть и "Волга из "Бриллиантовой руки".
"Универсал -69", шлем Александра Македонского и Фонтан Желаний
В составе уникальной коллекции костюмов музея имеется и тот самый комбинированный "Универсал-69", который подвел одного из героев фильма "Бриллиантовая рука", Гешу Козодоева, на показе мод.
"Помните эпизод про брюки, которые не хотели превращаться в шорты, как ни пытался отстегнуть брючину Андрей Миронов? Этот костюм, как и костюм Лелика, наряды Труса, Балбеса и Бывалого, героев "Обыкновенного чуда", фильма "Любовь и голуби" и многих других, находится у нас в реквизиторском цехе", - поясняет Елена Морозова.
Реквизиторский цех "Мосфильма" - около ста тысяч различных вещей, иногда подлинных антикварных экспонатов из прошлых веков. Это почти триста тысяч мужских и женских костюмов, которые и сегодня участвуют в съемках.
"Но и в самом музее у нас действует постоянная экспозиция легендарных костюмов: царский костюм из картины Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", монашеское платье Андрея Рублева из фильма Андрея Тарковского, и многие другие. Рядом с ними шлем Александра Македонского, спрятанный в проруби "джентльменами удачи". А еще у нас есть - не поверите - Корона Российской Империи. Она так и не досталась белогвардейцам: если помните, им помешали Неуловимые Мстители", - рассказывает Елена Морозова.
В залах музея киноконцерна "Мосфильм" также собраны элементы различных декораций. Одна из них привлекает внимание всех без исключения посетителей. Это изготовленный к фильму Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" Фонтан Желаний.
Гости музея, конечно, знают, что фонтан искуственный, однако это не мешает им без устали кидать в бутафорию монетки. Такова сила кинематографа в действии: даже самую обыкновенную вещь он способен наделить чудесными свойствами. И вот уже убежденный скептик, глядя на знакомую по фильму декорацию, готов бросить бросить в него копейку - в надежде на то, что ненастоящий фонтан исполнит самую настоящую и сокровенную мечту.