Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
У нас было знаменитое гагаринское "Поехали!", у них армстронговское – "Это маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества", вошедшая в историю фраза, сказанная командиром космического корабля "Апполон-11" Нилом Армстронгом 20 июля 1969 года.
25 августа 2012-го Армстронг, первый землянин, ступивший на поверхность Луны, ушел из жизни . Ему было 82. Вместе с ним окончательно ушла целая эпоха – эпоха космической романтики и веры в способность высоких технологий решать проблемы человечества. Своей смертью Нил Армстронг как бы притворил за ней дверь. И ушел сам.
Веками притягивала к себе взоры не только астрономов, но также поэтов и писателей и ближайшая спутница Земли, таинственная Луна, покровительница влюбленных.
Путешествия туда, в частности, совершали герои Сирано де Бержерака, Эдгара По, Жюля Верна, Герберта Уэльса. В романе Жюля Верна "С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут", который был написан еще в 1865 году, два американца и один француз попадали туда в специальном вагоне-снаряде, который выстреливала огромная пушка.
В действительности же первой коснулась поверхности естественного спутника Земли "Луна-2", советская автоматическая межпланетная станция. Это произошло 13 сентября 1959 года. До полета в космос первого землянина оставалось всего лишь несколько лет. Сбывалось знаменитое "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор…"
День Победы № 2
Главным богатырем современной научно-технической былины по праву стал Юрий Гагарин, который, вернувшись из космоса, в одночасье превратился в самого популярного человека на планете. Энтузиазм по поводу первого полета человека в неизведанное, в черную пустоту космоса, был столь велик, что спустя годы многие соотечественники признавались: страна так ликовала еще только один раз – отмечая 9 мая 1945 года Победу в Великой Отечественной войне.
Былью делали сказку не только СССР, но и США. Весь мир, затаив дыхание, следил за успехами двух сверхдержав в космосе, где одна сторона старалась не отстать от другой. Вслед за полетом Гагарина в 12 апреля 1961 года, 5 мая того же года совершил суборбитальный полет Алан Шепард, ставший в истории Америки ее первым астронавтом.
Покорители космоса были окружены ореолом героической романтики. В них видели провозвестников новой, более свободной эры, в которой уйдут в прошлое все мелкие, земные проблемы, а полеты к звездам станут делом простым и обыденным, примирив враждующие нации землян, поставив их перед лицом куда более грандиозного, чем земное копошение, вызова – вызова покорения Вселенной.
Как написал в 1966 году Юрий Визбор, "Мы построим лестницу до звезд,//Мы пройдем сквозь черные циклоны.// От смоленских солнечных берез,//До туманных далей Оберона".
60-е вообще стали десятилетием ракет. В отличие от наивных обывателей, политики с военными пытались решать свои геополитические задачи.
Карибский кризис 1962 года, когда мир едва не вступил в Третью мировую войну с применением ядерного оружия, показал, что научно-технический прогресс во многом находится во власти отдельных амбициозных личностей, причем по обе стороны идеологического фронта.
Героические будни
Космос неизбежно стал ареной соперничества двух супердержав: достижения одной страны сразу расценивались как своего рода щелчок другой по носу. Конкуренция была жесточайшей.
Первым землянином, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. 18 марта 1965 года он покинул космический корабль "Восход-2", проведя в безвоздушном пространстве чуть более 12 минут. В ответ американец Эдвард Уайт летавший на корабле "Джемини-4" 3 июня 1965 года пробыл в открытом космосе 36 минут.
Алексею Леонову предстояло стать и первым человеком, ступившим на Луну. Однако советская лунная пилотируемая программа так и не была завершена. Виной тут целый ряд причин, начиная со смерти в 1966 году ее автора, главного конструктора Сергея Королева. Потом были гибель в 1967-м при неудачном приземлении нового корабля "Союз-1" космонавта Владимира Комарова, смерть в 1968 году в авиакатастрофе Юрия Гагарина...
При значительной разнице экономических потенциалов США и СССР лунный проект был в целом для советской экономики гораздо более дорогостоящим предприятием, нежели обычные орбитальные полеты.
На фоне некоторого снижения градуса идеологического противостояния у руководства Советского Союза к концу 60-х увлечение космосом стало потихоньку проходить. Леонид Брежнев, пришедший на смену снятого в 1964 году за "волюнтаризм" Никите Хрущеву, относился к идее полетов на Луну не с таким энтузиазмом, как его экспансивный предшественник.
Да и для большинства советских людей космонавтика превратилась, пусть и в героическое, но достаточно рутинное занятие.
Двое в Истории
Впрочем, в том, что мечты фантастов стали реальностью, многие до сих пор сомневаются. Возникла целая теория "лунного заговора", согласно которой космическая программа "Аполлон" - это одна большая мистификация со стороны со стороны правительства США, которое во что бы то ни стало решило опередить в космосе СССР.
Сторонники этой теории до сих пор ищут различные оптические аномалии в фотографиях приземления астронавтов на Лугу, указывают на якобы развевающийся "на ветру" американский флаг (что невозможно в условиях космоса) и вообще считают, что уровень развития космонавтики в Америке не позволял осуществить ей в 1969-72 годах посадку людей на Луне.
Позднее, впрочем, комические аппараты разных стран засняли лунные модули и следы, оставленные астронавтами при посещении спутника Земли.
Отказавшись от пилотируемой лунной программы, СССР, возможно, сохранил тем самым несколько человеческих жизней. 27 января 1967 года во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе "Аполлон" на борту американского корабля случился сильный пожар, и весь экипаж в составе Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи погиб.
Возможно, именно своих погибших товарищей вспоминал Армстронг, говоря о маленьком шаге, который был сделан им в момент исторического приземления на Луну.
А может быть, он вспомнил свои 78 боевых вылетов в качестве летчика во время войны в Корее, когда один раз был сбит. Или собственную аварийную ситуацию в 1966 году, во время полета на корабле "Джемини-8", который после стыковки с ракетой-мишенью "Аджена-8" вышел из-под контроля. Тогда, находясь в полуобморочном состоянии из-за колоссальных перегрузок, Армстронг сумел полностью отключить двигатели системы ориентации, включить ручное управление двигателей посадочной ориентации и погасить вращение ставшего неуправляемым корабля, который затем был посажен в Тихий океан.
Как заметил блогер pulman, "через тысячу лет от всего нашего XX века останутся только два имени - Гагарин и Армстронг". Что ж, может быть, и не два, но именно на этих двоих смотрело в XX веке человечество с надеждой, как на провозвестников новой эры.
Эра закончилась неожиданно быстро, и человечество вновь перевело взгляд на земные дела, больше не надеясь решить свои проблемы в космосе. Но ни Гагарин, ни Армстронг в этом не виноваты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции