МОСКВА, 23 авг - РИА Новости, Светлана Янкина. Владелец базирующейся на "Винзаводе" галереи Pop/off/art Сергей Попов объяснил на встрече с журналистами, почему слухи о смерти российского рынка современного искусства преувеличены, зачем он открывает филиал в Берлине и отчего новое поколение художников предпочитает не связываться с галеристами.
Go west
Пока одни галереи ("Айдан" и "М&Ю Гельман") закрываются, другие - как, например, XL - переформатируют свою работу, их соседи по "Винзаводу" открывают свои представительства в Европе.
До настоящего времени такая практика была заведена у одной российской галереи - "Риджина", владелец которой Владимир Овчаренко регулярно выставлял российских художников на крупнейших мировых ярмарках - Art Basel и Frieze, а в 2010 году организовал галерейное пространство в Лондоне. Теперь стало известно, что еще одна галерея, Pop/off/art, с 7 сентября открывает свои двери в Берлине.
"Сейчас я дошел до такого уровня, что здесь мне стало тесно и в определенной степени скучно бороться с теми остатками рынка, которые здесь есть. Присутствие в Берлине - это естественное стремление к диверсификации своей деятельности, потому что в тенденцию "тесно и скучно" входит еще и то, что на русском рынке я достиг верхней планки", - объяснил Попов журналистам в среду.
При этом галерея не будет позиционировать себя как русская, ибо, как пошутил ее владелец, "в Берлине и без нас такого добра хватает", констатировав, что в последнее время это направление становится все более популярным у россиян с точки зрения приобретения недвижимости.
Новый проект Pop/off/art поддерживают два партнера - московский и берлинский, в немецком филиале будет свой директор, а расположился он в "нормальном, буржуазном районе Шарлоттенбург", как охарактеризовал его галерист.
"Если транслировать это на московский вариант, это переулки Тверской улицы, несколько кварталов галерей высокого качества", - пояснил он.
Параллельно выяснилось, что арендовать помещение под галерею в этом месте в три раза дешевле, чем на "Винзаводе", однако Попов, сославшись на условия договора, цифры раскрывать не стал.
Список авторов, с которыми будет сотрудничать Pop/off/art в Берлине, будет утвержден в течение полугода. Однако уже сейчас известно, что акцент будет сделан на художников из стран СНГ, а также Центральной и Восточной Европы. Из московского пула включено порядка десяти авторов, среди которых Гор Чахал, Каварга, Вика Бегальская.
"Маркетинговые исследования того, что может быть востребовано в Германии, мы не проводили, но я и так знаю, что там продается. Рассчитываю, что то, что у меня не продается в России, как горячие пирожки будет разлетаться там: все зависит от разницы во вкусах и предпочтениях", - сказал Попов.
Официально пространство галереи в Берлине откроется выставкой Григория Майофиса "Уроки русского" с крупномасштабными работами, основанными на фотографии. Попадаются среди них те, на которых изображены медведи и балерины. Далее, в конце октября, там пройдет выставка Андрея Гросицкого, за ней последует групповая экспозиция Strаight Look, посвященная современным тенденциям так называемой "прямой фотографии".
"Сейчас мы можем дублировать проекты на двух площадках, а можем делать что-то для каждой. В планах на следующий год мы пока что пойдем по второму варианту", - рассказал владелец Pop/off/art.
Кроме того, с 2013 года он намерен активно присутствовать на самых важных мировых ярмарках.
"Разумеется, мы рассчитываем на крупных международных коллекционеров и по-прежнему настроены на работу с ярмарками самой высокой пробы. Здесь я пока забегать вперед не буду. Но вот сейчас, осенью, мы будем на VIENNAFAIR, и уже во второй раз", - поделился планами Попов.
Австрийская ярмарка с этого года более, чем наполовину принадлежит россиянам - основателю Skate's Art Market Research Сергею Скатерщикову и председателю совета директоров RDI Group Дмитрию Аксенову. В их руках сконцентрировано 70% активов управляющей VIENNAFAIR компании VF Betriebsgesellschaft mbH. В состав руководства ярмарки вошла Кристина Штейнбрехер, которая до этого занимала пост арт-директора "Арт-Москвы" - в ней Pop/off/art не участвует уже несколько лет.
В Вену галерея повезет Эрика Булатова, Ольгу Чернышеву, Виталия Пушницкого, Григория Майофиса и Гора Чахала.
"На первой ярмарке я продал немного вещей - меньше, чем это позволило бы "отбить" стенд, но, тем не менее, мы свою клиентуру наработали, детально разобрались в рынке и, надеюсь, в этом году я все рассчитал более правильно", - отметил Попов.
Без паники
По мнению галериста, поводов для "смертного уныния" по поводу состояния российского рынка современного искусства нет.
"Если работать упорно, что-то получается. Мы стараемся, того же Гросицкого здесь было продано полвыставки", - сказал Попов.
По его словам, с "Винзавода", вслед за Paperworks Gallery и галереей "Меглинская", они уходить не собираются.
"С нашим арт-рынком не все в порядке, это было ясно давно. Но негатива от того заявления (о закрытии "Айдан" и "М&Ю Гельман") было гораздо больше, чем позитива. Это было слишком громко, вследствие чего это не могло не повлиять на рынок не самым лучшим образом", - считает Попов.
По его мнению, рынок до сих пор находится в зачаточном состоянии и "обо всех разговорах, что когда-то был бум, необходимо забыть".
"Он во многом был выстроен неправильно и очевидно, что те галереи, которые остались, должны бороться именно за его правильность", - уверен галерист.
Например, создать аукцион по продаже произведений современного искусства, чтобы организовать вторичный рынок.
Что касается "Винзавода", то, по словам Попова, он не видит предпосылок, чтобы "все хоронить".
По его мнению, руководству центра необходимо сделать выводы из историй с закрытием и уходом галерей и донести до аудитории, что "Винзавод" - это место, где искусство не только показывается, зачастую бесплатно, но и продается.
"От этого страдали и страдают все галереи, потому что главное размежевание проходит по той линии, что никому из широкой публики, на охват которой рассчитывет "Винзавод", не известно, что искусство там продается. Экспонируется - да, продается - нет. И, если это не исправляют каким-то образом сами галереи, то люди воспринимают нас как бесплатный выставочный зал. И с этой политикой может централизованно справиться только "Винзавод", - говорит Попов.
Линия кризиса
Эксперты признают, что в области современного искусства у нас не все спокойно и рынок, если и есть, то специфический - эта область не рассматривается с точки зрения инвестиций, нет практики вторичных продаж через открытую площадку, да и финансовый кризис отразился не самым лучшим образом: невостребованными стали произведения искусства среднего ценового диапазона - в районе 10 тысяч евро.
"Это самый просевший сегмент и большая беда. Люди предпочитают покупать либо дешевые вещи, либо очень дорогие - за десятки тысяч евро", - комментирует владелец Pop/off/art.
Кроме того, поделился он, произошло четкое разделение в ценообразовании между работами не старше 20 лет и теми, что были созданы в 1960-1980-е годы.
"Раньше я этого не чувствовал, поскольку динамика была общая - поднималось (в цене) одно, поднималось другое. Условно говоря, Виноградов/Дубосарский и Булатов были вместе, а сейчас они разошлись, теперь это параллельные линии", - пояснил Попов.
Что касается поколения молодых художников, то, по признанию галериста, они неохотно идут на сотрудничество.
"За последние годы появилось целое поколение художников, которые не заточены под рынок, и Аня Титова их флагман, она не хочет работать с галеристами - ей предлагали контракт, от которого она наотрез отказалась. Вероятно, им кажется, что на них будет оказываться давление. Но, если художник что-то делает и выносит на суд, то он все равно участвует в рынке, просто он отказывается от прямых продаж ", - заключил он.