Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
США готовы военным путем пресечь применение химического оружия в Сирии, - заявил американский президент Барак Обама. В Вашингтоне не готовы терпеть даже намека на возможное начало там химической войны. Однако причины тому, похоже, имеют главным образом внутриамериканское происхождение и связаны с крайне малым пространством маневра, которое есть у Барака Обамы перед президентскими выборами.
Последнее американское предупреждение
Президент США заявил, что Вашингтон готов предпринять военную операцию против Сирии, если в той будет применено или приготовлено к применению химическое оружие (ХО).
"Мы хотим, чтобы и правительство Асада, и прочие игроки отчетливо поняли: шагом за грань для них будет применение или массовое перемещение такого оружия", - сообщил Обама журналистам.
По его словам, такое поведение грозит "крупными последствиями", потому что "нарушит расчеты и равновесие". "Это может не волновать Сирию, но волнует наших ближайших союзников в регионе, включая Израиль. Это и нас волнует", - добавил президент.
Что такого лежит на сирийских складах, что потребовало бы столь крупномасштабной угрозы (а это именно угроза) от президента США?
Фамильный арсенал Асадов
Подробностей о сирийском ХО известно немного. Известно, что созданием химических арсеналов Хафез Асад озаботился в начале 1970-х годов, компоненты ХО производятся минимум на четырех заводах, а в состав выпускаемых рецептур входят иприт, зарин, зоман и какая-то разновидность нервно-паралитического V-агента.
По последнему пункту списка наличествуют разногласия. Американские источники традиционно указывают привычный им VX. Однако одновременно с этим продолжают педалировать тему "серых" поставок в Сирию прекурсоров советских фосфороорганических ОВ - т.н. "вещества 33" (на Западе маркируется как VR или "советский V-газ") или его более продвинутых аналогов.
История, надо сказать, крайне темная. Вот, скажем, в октябре 1995 года бывший замначальника химических войск СССР Анатолий Кунцевич попал в центр международного скандала: ФСБ открыто обвинила его в причастности к поставкам 815 кг дихлорида метилфосфонила (прекурсор зарина, зомана и гипотетического советского ХО третьего поколения) и ряда других химикатов в "одну из стран Ближнего Востока". Позднее эти обвинения были сняты, но осадок, как говорится, остался.
Так что если в Сирии и производятся V-газы, то корни их родословной, похоже, надлежит искать в советской боевой химии. Но Дамаск и без этого при случае может выкатить в поле целый арсенал "холодной смерти", среди которого насквозь изученные "космополитичные" зарин с зоманом, а также иприт - "абсолютный хищник" Первой мировой и любимец химиков в погонах.
Однако попытки найти эксклюзивный советский/российский след в фамильном химическом арсенале семейства Асадов, безусловно, продолжатся, - равно как и попытки привязать факт обладания ХО к жесткой позиции Москвы, поддерживающей Сирию.
Тем не менее, роль французских и немецких химических концернов в создании сирийской инфраструктуры "химии двойного назначения" представляется ничуть не меньшей, если не большей.
Говори, что должен, а там кривая вывезет
Если Дамаск применит-таки в гражданской войне ХО, то ничего хорошего это президенту Асаду не принесет. Причем ни с тактической точки зрения (в этой ситуации использовать ОВ для подавления внутренних беспорядков скорее вредно, чем бесполезно), ни с международной.
Однако не слишком ли резко прозвучало предостережение Обамы? В свое время американцам было, в общем, глубоко наплевать на сами факты использования ХО против мирного населения.
Например, в иракской Халабдже против местных курдов в марте 1988 года саддамовские военные применили чуть ли не весь спектр своих ОВ, от иприта и синильной кислоты до зарина, зомана и V-газа, убив, по разных оценкам, от трех до пяти тысяч человек. Никакой осмысленной реакции со стороны официального Вашингтона на этот факт в тот момент не последовало.
Ответ на вопрос о причинах столь нервной реакции Обамы, похоже, предельно прост. Как образно выразился президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, "вся политика США - внутренняя". То есть перед нами - продукт для внутриамериканского применения.
Грядущие в ноябре президентские выборы станут для Обамы и его команды суровым испытанием. Грозно стукнуть кулаком по столу и потрафить доморощенным "ястребам", озабоченным проблемами с ближневосточными режимами - это оттянуть на себя колеблющуюся часть электората, которая может примкнуть к республиканцам, традиционно играющим в носителей "жесткой линии".
С другой стороны, то, что прозвучало из уст американского президента, - далеко не только предвыборный пиар. Это еще и вполне четкое предупреждение.
Применение Асадом химического оружия (или, сформулируем иезуитски, - то, что можно было бы выдать за него) попросту обязано вызвать силовую реакцию США. И из тех же предвыборных соображений, и из целого ряда других, уже внешнеполитических.
В этом смысле Белый Дом находится в цугцванге: если ХО все-таки будет применено, избежать очередной военной операции будет невозможно, иначе это приведет как к политическому краху демократической администрации в Вашингтоне, так и к крупным проблемам для США в их попытке приготовить на ближневосточной кухне хоть что-то удобоваримое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции