С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 авг - РИА Новости, Анна Юдина. Научно-экспедиционное судно "Академик Трёшников" во вторник выйдет на повторные ходовые испытания в Финском заливе, которые продлятся пять дней, сообщила РИА Новости пресс-секретарь ОАО "Адмиралтейские верфи" Наталья Воловик.
"Адмиралтейские верфи" строят судно "Академик Трёшников" (проект 22280) по заказу Росгидромета. Новый флагман научно-экспедиционного флота России был спущен на воду в конце марта 2011 года. По штатному расписанию в состав экипажа входят 59 человек, капитан - Сергей Лукьянов. Судно будет обеспечивать деятельность Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), а в будущем заменит "Академика Федорова", который уже более 20 лет бесперебойно выполняет научные задачи в Антарктиде.
"Судно выйдет в Финский залив сегодня, ориентировочно до 16.00 мск. "Трёшников" совершит контрольный выход, который продлится пять дней. За это время судно отработает несколько конкретных задач. В этом основное отличие контрольного выхода от ходовых испытаний, которые более длительны по времени", - рассказала Воловик.
Дата сдачи судна заказчику (ААНИИ) и подъема флага будет известна только после окончания повторных испытаний. Если будут выявлены замечания, их устранят; если же все пройдет успешно, то начнется подготовка к сдаче заказчику. По словам Воловик, она обычно занимает около двух недель. В любом случае, дату торжественного дня, когда "Академик Трёшников" официально вступит в строй, "Адмиралтейские верфи" будут согласовывать с ААНИИ.
В части основных проектных показателей (маневренность, скорость, вибрация) "Академик Трёшников" показал очень хорошие результаты во время предыдущих заводских испытаний, проходивших семь суток (с 23 по 30 июля), рассказал РИА Новости заместитель главного конструктора проекта "Академика Трёшникова" ФГУП "ЦНИИ имени Крылова" Михаил Руденко. Однако, по его словам, испытания выявили "отдельные недостатки", которые устранялись все это время.
"Адмиралтейские верфи" летом передадут Росгидрометцентру научное судно. Подробнее >>
"Это обычная практика для всего мирового судостроения, для этого и проводятся испытания. Для технически сложных судов значительная часть оборудования не может быть испытана до выхода в море, и, очевидно, объем неисправностей, подлежащих устранению в процессе ходовых испытаний, может быть больше, чем для судов других типов", - рассказал Руденко.
Научно-исследовательские суда, к которым относится "Академик Трёшников", являются технически наиболее сложными из всех гражданских судов, поэтому объем работ по состыковке многочисленных комплектующих и отладке совместной работы занимает много времени - значительно больше, чем для судов других типов, подчеркнул Руденко.
"Непосредственно проектирование судна в ЦНИИ имени Крылова заняло немногим более года: аванпроект - три месяца, технический проект - около полугода, корректировка материалов технического проекта по новым требованиям международных конвенций - четыре месяца. Разработку рабочей конструкторской документации ОАО "Адмиралтейские верфи" полностью взяли на себя. Однако в связи с проблемами организационного и финансового характера между указанными этапами проектирования были значительные перерывы", - отметил Руденко.
В чем особенность "Трёшникова"
Научно-экспедиционное судно (НЭС) "Академик Трёшников" будет решать задачи, схожие с задачами "Академика Федорова" финской постройки, отмечает старший научный сотрудник ЦНИИ имени академика Крылова Юрий Могутин. При этом "Трёшников" относится к судам нового поколения. Судно должно обеспечить перевозку персонала Антарктической экспедиции в количестве 80 человек и транспортировать до 2,61 тысячи тонн различных грузов (контейнеров, провизии, подвижной техники).
Читайте также: "Академик Федоров" после возвращения из Антарктиды встанет на ремонт >>
"Судно соответствует современным международным требованиям по экологии, обладает повышенной степенью надежности и резервирования (в частности, в отличие от одновального НЭС "Академик Федоров", оно имеет двухвальную гребную установку). Проектом обеспечено размещение на судне всех комплексов научного, а также грузового и иного оборудования, предусмотренных заказчиком - Росгидрометом", - сказал Могутин.
Помимо грузовых кранов, кабель-тросовых лебедок и поворотных кран-балок, столь необходимых при работе на антарктических станциях, судно оснащено мощным научным блоком, добавил ученый. Это девять стационарных лабораторий и постов, четыре мобильные лаборатории с научным оборудованием, многолучевой эхолот с профилографом течений. На "Трёшникове" могут размещаться два вертолета Ка-32 (есть вертолетный ангар), предусмотрен водолазный комплекс.
"Анализ мирового опыта и передовых разработок - обязательная составная часть проектных работ, выполняемых на стадии обоснования концепции будущего судна. Именно это является залогом создания современного, эффективного и конкурентоспособного проекта. НЭС "Академик Трёшников" является первым судном такого класса, полностью спроектированным и построенным в России", - подчеркнул Могутин.
Наиболее современное научно-исследовательское судно такого же класса - Agulhas II, построенное в Финляндии по заказу ЮАР, добавил Могутин. Оно было спроектировано позже, чем "Академик Трёшников", но по основным техническим решениям весьма близко к нашему НЭС.
При этом зарубежные аналоги все-таки не превосходят российские разработки, если речь идет об арктическом и антарктическом судостроении и мореплавании, убежден заместитель генерального директора ЦНИИ имени академика Крылова Евгений Апполонов.
"Россия обладает, пожалуй, наибольшим в мире и во многом уникальным опытом эксплуатации судов в Арктике и Антарктике. Этот опыт является основанием для разработки наиболее эффективных технических решений, зачастую превосходящих предложения зарубежных конкурентов", - подчеркнул он.
В настоящее время, в России по заказу Минпромторга РФ в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники (РГМТ) на 2009-2016 годы" выполняется обширная программа НИОКР, напомнил Апполонов.
Эта программа направлена на создание нового поколения ледоколов, не имеющих аналогов в мире, судов ледового плавания различных типов и объектов сложной морской техники, предназначенных для эксплуатации в тяжелых ледовых и гидрометеорологических условиях.
Петербург лишился права переоборудовать ледоколы для работ на шельфе. Подробнее >>