Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русские сюжеты и голливудские фильмы Андрея Кончаловского

© Фото : Продюсерский центр Андрея КончаловскогоКадр со сьемок фильма "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" (1966)
Кадр со сьемок фильма История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1966)
Читать ria.ru в
В карьере Андрея Кончаловского были признание и провалы, запреты на Родине и эмиграция, а позже успех в Голливуде и возвращение в Россию. Его фильмы никогда не принимались публикой и критиками однозначно. РИА Новости выбрало картины, ставшие важными вехами на жизненном пути Кончаловского.

20 августа отмечает свой 75-й день рождения режиссер и сценарист, актер и продюсер Андрей Михалков-Кончаловский. В 1965 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Во время учебы начал сниматься в кино. Еще студентом вместе с Андреем Тарковским работал над сценариями к фильмам "Иваново детство", "Каток и скрипка" и "Андрей Рублев".

В карьере Андрея Кончаловского были признание и провалы, запреты на Родине и эмиграция, а позже успех в Голливуде и возвращение в Россию. Его фильмы никогда не принимались публикой и критиками однозначно. РИА Новости выбрало картины, ставшие важными вехами на жизненном пути Кончаловского.

Посмотрите фотоленту "Режиссер без границ Андрей Кончаловский" >>

"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", 1966 год

Полное название фильма "История Аси Клячиной, которая любила, да замуж не вышла, потому что гордая была" абсолютно передает его содержание. Скромная хромоножка Ася (Ия Саввина) любит шофера Степана и ждет от него ребенка, но Степан не торопится жениться.

Кончаловский решил не копировать деревенскую натуру, а снимать ее в "натуральном виде". Съемки проходили в обычном колхозе - в селе Безводное Нижегородской области. На большинство второстепенных ролей он пригласил непрофессиональных актеров - местных жителей.

Власти фильм не приняли. Исполнительница главной роли Ия Саввина вспоминала: "Многие сцены советское начальство требовало вырезать. Например, всю роль деда Тихомира. Я, разговаривая с Кончаловским по телефону, сказала: вырежь меня до кадра, всю абсолютно. Но не трогай деда! Потому что это счастье. Это украшение картины".

На экраны эта черно-белая картина вышла только в 1988 году, более 20 лет, пролежав на полке. А в 1989 году Андрей Кончаловский получил за него "Нику" и приз кинокритиков на Берлинском кинофестивале.

"Дядя Ваня", 1971 год

После "Аси Клячиной" режиссера записали в диссиденты, его следующий фильм "Дворянское гнездо" вышел в 1969 году. Еще год спустя Кончаловский снял свою версию чеховского "Дяди Вани", с Сергеем Бондарчуком и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях. Фильм частично цветной, частично черно-белый, сейчас это воспринимается как художественный прием, но на самом деле Кончаловскому просто не хватило цветной пленки "Кодак", которую он на свои деньги привез из Парижа.

В 1971 году фильм "Дядя Ваня", был удостоен приза "Серебряная раковина" Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. А Вуди Аллен говорил об этой картине: "Русский "Дядя Ваня" Андрея Кончаловского - лучший "Дядя Ваня", которого я когда-либо видел".

В 2010-м году, к 150-летнему юбилею со дня рождения Антона Павловича Чехова, Кончаловский вновь обратился к этому произведению писателя, и поставил спектакль "Дядя Ваня" на сцене театра им. Моссовета.

Описывая свой собственный опыт работы с чеховским текстом, Кончаловский признавался: "Я тогда и я сейчас - два разных человека. Кино снимал молодой человек, увлеченный Бергманом. Сейчас я другой. У меня другое отношение к жизни, к себе, к Чехову и его персонажам. Тогда я снимал фильм о героях, талантливых людях. Думаю, что тот мой "Дядя Ваня" был ближе к Станиславскому и к его восприятию Чехова. Сегодня я ставлю спектакль о простых людях, которые иногда думают о себе не то, что они есть на самом деле".

"Сибириада", 1978 год

Историческая эпопея, снятая по заказу Госкино к очередному съезду КПСС, стала одной из самых известных работ режиссера. Фильм был награжден Гран-при Каннского кинофестиваля.

История двух враждующих семей "кулаков" Соломиных и бедняков Устюжаниных в сибирской деревне Елань разыгрывается на фоне исторических событий первой половины ХХ века. Роли в четырехсерийном фильме сыграли Никита Михалков, Людмила Гурченко, Наталья Андрейченко, Владимир Самойлов и Виталий Соломин. 

Западная пресса писала о фильме: "Сибириада" привлекает не столько "гомеровским" размахом, сколько своей пронизывающей мелодраматичностью и визуальной эффектностью – это своего рода славянский вариант "Унесенных ветром", снятый под мистическим влиянием русского кинопровидца Андрея Тарковского, с которым Кончаловскому довелось работать в соавторстве над несколькими сценариями. Американскому зрителю картина может напомнить фильм "Богач, бедняк": "Сибириада" повествует о поколенческом конфликте двух семей, чуть ли не единственных жителей захолустной Елани – деревушки, затерянной на холме между речными берегами и непроглядными глубинами нетронутой тайги..."

Намного позже опыт работы с "гомеровским размахом" пригодится Кончаловскому при экранизации "Одиссеи".

"Возлюбленные Марии", 1984 год

Первый фильм Андрея Кончаловского, снятый в Голливуде. Картина провалилась в американском прокате, получила признание в Европе – в 1985 году ее номинировали на французскую премию "Сезар".

Действие драмы по мотивам рассказа Андрея Платонова "Река Потудань" разыгрывается в поселке сербских мигрантов в американском штате Пенсильвания. Солдат Иван Бабич (Джон Сэвидж) возвращается домой из японского плена к своей возлюбленной Марии (Настасья Кински). Сексуальные проблемы становятся непреодолимым препятствием в семейной жизни, за Марией начинает ухаживать гитарист Кларенс (Кит Кэррадайн).

В фильме используются документальные съемки Джона Хьюстона "Да будет свет" о военнопленных из японских концлагерей.

"Возлюбленных Марии" я снимал в состоянии творческого запоя, - рассказывал Кончаловский. - Я чувствовал себя как человек, тащившийся несколько лет по безводной пустыне и вдруг добравшийся до колодца. Счастлив был немыслимо - я снова снимал, и при этом снимал там, где до меня не снимал ни один из выпускников ВГИКа".

"Поезд-беглец", 1985 год

Исполнители главных ролей Джон Войт и Эрик Робертс номинировались на "Оскар" (третья номинация была за монтаж) и на "Золотой глобус". Войт в итоге получил "Глобус". Так же картина претендовала на Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Идея картины о двух зеках и женщине, оказавшихся в неуправляемом поезде, несущемся по заснеженной Аляске, принадлежала Акире Курасаве - об этом даже упомянуто в начальных титрах. Японский режиссер собирался снимать сам, но по ряду причин этого не произошло.

"В России про "Поезд-беглец" писали, что это типично американский триллер, в Америке - что Кончаловский пытается протащить дешевое ницшеанство и философию Достоевского в американское кино" - рассказывал режиссер о своем фильме. А позже в книге "Возвышающий обман" упоминал о том, что режиссер Элиа Казан на занятиях показывал студентам среди прочих работ известных режиссеров и "Поезд-беглец". "Этого достаточно, чтобы быть счастливым", - добавлял Кончаловский.

"Танго и Кэш", 1989 год

Один из самых знаменитых и коммерчески успешных голливудских проектов Кончаловского – комедийный боевик "Танго и Кэш", в котором главные роли сыграли Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел. Их герои – брутальные копы, соперничающие между собой и наводящие страх и ужас на всех местных наркоторговцев. Однажды Танго и Кэш и сами оказываются в ловушке: главарь мафии подставляет их, и парочка попадает в тюрьму, из которой должна выбраться любой ценой, чтобы восстановить свои добрые имена.

Работа над фильмом проходила отнюдь не гладко: незадолго до конца съемочного процесса продюсеры отстранили Кончаловского от работы, пригласив на его место Альберта Магноли. Ходили слухи, что режиссер не поладил с суперзвездой Сильвестром Сталлоне, среди других причин называли разногласия с продюсерами – они якобы сомневались в успешности работы русского режиссера. Однако картина, снятая в традициях боевиков 80-х – начала 90-х, окупилась, в титрах Андрей Кончаловский указан как единственный постановщик, а Сталлоне в интервью утверждал, что между ним и режиссером всегда царили мир, согласие и взаимопонимание. В своей книге "Низкие истины. 7 лет спустя" Андрей Кончаловский объяснил, что всего лишь хотел сделать фильм чуть более серьезным, чем планировали продюсеры.

"Положение сценариста на голливудских больших картинах напоминает положение портного, шьющего по фигуре заказчика. Что закажут, то и исполнит. Если исполнит не очень хорошо, или не добавит своего, или добавит, но слишком много, или добавит не то, что хотелось продюсеру, ему заплатят и возьмут другого", - говорил Кончаловский.

"Курочка Ряба", 1994 год

Этот фильм - продолжение картины "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" - принес Андрею Кончаловскому номинацию на "Золотую пальмовую ветвь". События происходят спустя 30 лет после описанных в "Асе": на дворе "лихие 90-е", герои, знакомые по предыдущему фильму Ася Клячина и Степан, живут все в той же деревне, которая пришла в полнейший упадок. Тем временем по соседству свое хозяйство развернул Чиркунов - фермер нового поколения и старинный ухажер Аси – он владеет лесопилкой, и дела его идут в гору. Только вот Ася по-прежнему не обращает на него никакого внимания – она, одинокая и странноватая. Как и вся деревня Ася и Степан живут прошлым, отчаянно не желая приспосабливаться к изменившемуся миру. И вот однажды курица - любимая собеседница Аси - сносит яйцо, не простое, а золотое.

Приступая к съемкам "Курочки Рябы" Кончаловский предложил некоторым актерам, снявшимся в "Асе Клячиной" в 1967 году, сыграть эти же роли и в продолжении. Так в обоих лентах роль Чиркунова исполнил Геннадий Егорычев, Степана - Александр Сурин, а Марии - Любовь Соколова. Отказалась от участия лишь Ия Саввина, и главная роль досталась Инне Чуриковой.

Одно из наиболее авторитетных киноизданий Variety писало в 1994 году о фильме "Кончаловский представляет интересное видение деревенского упадка и застоя. Деятельность местного капиталиста-лесопромышленника раздражает местных жителей - они просыпаются по ночам от шума лесопильных машин - до такой степени, что они устраивают демонстрацию и выступают против него с прокуммунистическими плакатами и портретами советских лидеров".

 

"Дом дураков", 2002 год

В основу картины "Дом дураков" легла реальная история интерната для душевно больных на чечено-ингушской границе, оставленном персоналом во время войны 1995 года. Действие картины тоже происходит в психиатрической клинике, обитателям которой пришлось жить самостоятельно. Русские и чеченские войска подходят все ближе, и однажды война в прямом смысле врывается в замкнутый мирок лечебницы и нарушает уже устоявшуюся жизнь пациентов. Главные роли исполнили Юлия Высоцкая, Анатолий Журавлев, Евгений Миронов, Марина Полицеймако и Брайан Адамс - британский певец специально прилетал в Москву для съемок романтической сцены. Картина завоевала Особый приз жюри Венецианского кинофестиваля и Премию детского фонда ООН (UNICEF).

Журналист и писатель Дмитрий Быков так отзывался об этой ленте: "Фильм Кончаловского вовсе не кажется мне пацифистским - наоборот, иррациональная неизбежность войн явлена в нем с пугающей наглядностью. Однако главный пафос картины в том и заключается, что люди в своей злобе, тупости и в уродстве своем, прежде всего, жалки и трогательны, и какими бы картонными ни казались персонажи во время просмотра - запомнятся они живыми".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала