С.-ПЕТЕРБУРГ, 17 авг - РИА Новости, Анна Юдина. Экспериментальный рейс атомного ледокола "Арктика" на Северный Полюс в 1977 году был спланирован с учетом печального опыта парохода "Челюскин" и продуман с точностью военной операции; и путь к "макушке" планеты на судне с ядерной энергетической установкой в очередной раз сделал русских моряков и ученых рекордсменами в Арктике, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Покорение Северного Полюса в надводном плавании 35-40 лет назад было одним из приоритетов Советского Союза в Арктике. Самолеты летали на "макушку" планеты с начала 20 века, дрейфующие станции тоже имели возможность вплотную приблизиться к заветной цели, и только для судов путь на Полюс пока был закрыт. Создание первого атомного ледокола "Ленин" в 1959 году значительно расширило возможности арктического мореплавания, однако вершину Земли суждено было покорить лишь через 18 лет второму по счету атомоходу, значительно усовершенствованному для борьбы с непроходимыми льдами Северного Ледовитого океана.
Уникальное судно для непростых задач
Если "Ленин" создавался на Адмиралтейских верфях, то все последующие ледоколы, начиная с "Арктики", строились на Балтийском заводе. Вопрос был не только в технологиях постройки, но и в достроечном причале достаточной глубины, ведь осадка у атомохода нового типа была 11 метров, напомнил главный строитель проектов Балтийского завода Юрий Синельников
"У нас было конструкторское бюро, мы в то время уже начали создавать атомный энергетический цех, осваивать сварку нержавеющей стали большой толщины. Благодаря тому, что у нас был самый мощный плавучий кран грузоподъемностью 350 тонн, мы начали сборку ледокола на стапеле по новой технологии, уже из укрупненных секций, которые затем насыщались оборудованием", - рассказал Синельников.
"Арктика" была заложена летом 1971 года, спущена на воду в конце 1972-го, а в 1975 году передана в эксплуатацию. Капитан атомохода, Герой социалистического труда Анатолий Ламехов вспоминает, что флаг на "Арктике" был поднят в апреле 1975 года. Тогда Ламехов начал ходить на ней старшим помощником, под руководством известного полярного капитана Юрия Кучиева.
"Сразу же после ходовых испытаний мы вышли в арктический рейс, провели дизель-электроход "Индигирка" к Земле Франца-Иосифа и испытали атомоход, который показал себя великолепно. До сих пор я благодарен работникам Балтийского завода за то, что они создали такой корабль, конструкторам "Айсберга", что спроектировали. Хорошо, что появилась целая серия таких атомоходов. Мы в Арктике потом забот не знали", - рассказал Ламехов.
В 1976 году на Дальнем Востоке создалась очень тяжелая ледовая обстановка, и новый ледокол направили туда. Капитаны Дальневосточного пароходства, работавшие на дизельных ледоколах, со скептицизмом отнеслись к появлению невиданного судна, отметил Ламехов.
"Но потом они попали в такую заваруху, что нам пришлось их выручать. И они признали - создан настоящий гигант. После этого, как ни странно, у старшего электромеханика "Арктики" Игоря Домахина родилась идея - если мы в таких тяжелых дальневосточных льдах справились и даже помогли другим, а не попробовать ли нам сходить на Северный полюс? Он с этой мыслью вышел к капитану Юрию Сергеевичу Кучиеву, тот за идею ухватился", - рассказал Ламехов.
Подготовка к неожиданностям
Министр морского флота СССР Тимофей Гуженко также поддерживал идею порыва на Полюс, зато против был один из "отцов" атомохода, академик Анатолий Александров. Он опасался, что "Арктика" не сумеет справиться с тяжелейшими льдами на "макушке" планеты и окажется аварийной ситуации, так как ни "Ленин", ни тем более другие суда не были способны пробиться ей на помощь.
"Он (Александров) боялся большой вибрации. У нас на носовой мачте были установлены большие локационные антенны для военных нужд. На кормовой тоже были антенны - шестиметровые конуса для системы дальней радиосвязи. Так они у нас отвалились после первой навигации. Падали одна за другой, одну мы все-таки поймали и прикрутили к мачте тросами, а вторая пробила спасательную шлюпку. Сомнения были, что от большой вибрации может случиться беда и с центральным (реакторным) отсеком. Но он был очень надежен, и вибрации там не наблюдалось", - рассказал Ламехов.
На "Арктике" в ходе первых лет эксплуатации действительно выявились многие недостатки, добавил к вышесказанному капитан атомохода Александр Баринов (руководивший экипажем "Арктики"с 1996 по 2000 годы и с 2003 по 2009 годы-ред.).
"Очень многое переделывалось и доделывалось уже на действующем ледоколе. Наружная обшивка отлетала от шпангоутов, к которым она приваривается; ее меняли, наваривали дополнительные укрепления, особенно в корме и на баке. У нас по 30-40 сварщиков одновременно работали на ледоколе. И именно на основании эксплуатации "Арктики" на атомоходе "Россия" немного другая корма, значительно крепче", - рассказал Баринов.
После того как моряки уговорили Александрова организовать рейс на Полюс, началась серьезнейшая подготовка, отмечает Ламехов. И не последнюю роль в ней сыграл заместитель министра морского флота СССР Алексей Колесниченко.
"В 1934 году он был членом экипажа всем известного парохода "Челюскин". Был студентом кораблестроительного института и пошел в рейс на практику. Когда "Челюскин" затонул, они делали лагерь. И он нам всем сказал: выйдете в рейс только при условии, если возьмете на борт бревна, доски, цемент, песок, бульдозеры, взрывчатку, оружие. И нас всем этим снабдили", - рассказал Ламехов.
Старший научный сотрудник отдела взаимодействия океана и атмосферы Арктического и антарктического института (ААНИИ), участник рейса 1977 года Петр Богородский вспоминает, что, несмотря на наличие серьезных научных обоснований и расчетов, полной уверенности в успехе ни у кого не было.
"Я говорю, конечно, о своих впечатлениях. Помню огромные штабеля строительного леса на палубе, громадные бульдозеры, которые предполагалось использовать для постройки ледового аэродрома - в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. И также колоссальный запас взрывчатки, который планировалось использовать, как потом выяснилось, опять же для постройки ледового аэродрома", - рассказал ученый.
Научное обеспечение "Арктики" было таким же мощным, как и материально-техническое. Например, Богородский в числе десяти сотрудников ААНИИ (ледоисследователей и специалистов по изучению ледовых качеств судов) шел в этот рейс, чтобы изучить акустические шумы, которые возникают при разрушении льда корпусом ледокола. Планировалось связать уровень акустического шума, который возникает при разрушении льда, с толщиной ледяного покрова.
"Нам дали добро идти. ААНИИ начертил нам путь с наиболее легкой ледовой обстановкой. На вершину планеты суда еще не ходили, поэтому трудно было предугадать, что нас ждет. Наука дала нам месяц (на путь туда и обратно), мы справились за 13 дней", - добавил Ламехов.
Трудное счастье победы
"Арктика" вышла из Мурманска в 20.00 мск 9 августа 1977 года. Руководил рейсом лично Тимофей Гуженко. На борту было 210 человек, при норме в 150 человек экипажа. Однако, по словам Ламехова, работа в несколько стесненных условиях никого не пугала, поскольку за полтора года до этого на ходовых испытаниях на "Арктике" было 700 человек.
Из Мурманска атомоход направился к северной оконечности архипелага Новая Земля, обогнул мыс Желания, спустился в сторону острова Диксон, оттуда вышел в пролив Бориса Вилькицкого, а далее на 130-й меридиан, где проходит хребет Ломоносова. В районе этого хребта часто наблюдается разрыв ледовых полей, так как сказывается разность глубин и течений, пояснил Ламехов. Ледовые специалисты ААНИИ рекомендовали морякам именно оттуда начинать подъем на "шапку" планеты.
"До 86 градуса северной широты обстановка была более или менее нормальная - метровый, двухметровый лед, это было по зубам. А вот с 86-го градуса пошли поля многолетних канадских паковых льдов по 3-4 метра толщиной. Несколько раз атомоход заклинивало, один раз в клинении сидели четыре часа, нас даже здорово накренило. Не помогали ни дифферентные, ни креновые системы, работа винтами "в раздрай" тоже не помогла", - отметил Ламехов.
Часто "Арктика" двигалась вперед только ударами, наваливаясь на лед всем весом и пробиваясь сквозь самые тяжелые ледовые поля. Однако настало 17 августа, и в 4.03 утра, когда старпом Ламехов как раз заступил на вахту, атомоход достиг заветной точки.
Моряки, спустившись на лед, сразу установили рядом с ледоколом десятиметровый металлический флагшток, плотник со своими помощниками сколотил огромную трибуну, на которой разместилось руководство рейса, экипаж и экспедиция собрались на торжественный митинг. Но самое главное, капитан Юрий Кучиев установил рядом с флагом СССР древко от флага экспедиции Георгия Седова, который в 1912 году пожертвовал жизнью ради попытки достижения Северного полюса.
Вокруг флагштока был очерчен круг диаметром 30 метров, и люди прошли по нему, впервые в мире совершив символическое кругосветное путешествие, пересекая все меридианы земного шара, которые сходятся на полюсе.
"Температура воздуха была ноль градусов, ветра не было совершенно. Праздновать не стали, Гуженко сказал - вернемся в Мурманск, тогда и отметим. Сделали водолазный осмотр, замерили толщину льда вокруг атомохода - было 4,5 метра", - добавил Ламехов.
На полюсе члены экспедиции опустили в воды Северного Ледовитого океана огромную плиту из специальной стали, из которой изготовлен корпус ледокола. Надпись на ней гласила: "СССР, 60 лет Октября, а/л ?Арктика", широта 90 градусов, 1977 г".
"Там, помимо широты, присутствовала еще и долгота, которую потом срубили зубилом. Предполагалось, что плита будет установлена в максимальной точке приближения ледокола к полюсу, и не было уверенности, что это будет Северный полюс, где долгота не имеет смысла. Это был год 60-летия Октябрьской революции и год принятия новой, брежневской Конституции СССР. Поэтому в морскую пучину была опущена не только плита, но и капсула с проектом этой Конституции", - отметил Богородский.
Обратно ледокол пошел другим путем - курсом на западную оконечность Земли Франца-Иосифа. "Арктика" вернулась в порт приписки 22 августа. Следующий рейс на Северный Полюс осуществила "Сибирь", ровно через десять лет, в 1987 году. "Арктике" было суждено подняться на полюс второй раз только в 2005 году, под руководством капитана Дмитрия Лобусова. С тех пор как атомоход "Россия" 8 августа 1990 года впервые привез на ?шапку? планеты иностранных туристов, путь на полюс стал испытанным маршрутом. За минувшие 35 лет ледоколы и транспортные суда разных стран 94 раза посетили Северный полюс, в том числе отечественные суда - 80 раз.