МОСКВА, 14 авг - РИА Новости, Светлана Янкина. Работы радикальных британских художников Джейка и Диноса Чепменов, чьи работы не раз оказывались в центре скандальных историй, покажут на выставке "Конец веселья", которая откроется в здании Главного штаба в Петербурге в рамках программы "Эрмитаж XX/XXI" 5 октября.
В экспозиции, как рассказал РИА Новости ее куратор, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, особое внимание будет уделено историческим параллелям творчества Чепменов и Гойи, а также антифашистской серии британских художников. Над ней братья работают порядка десяти лет. Нацисты там предстают жалкими людьми, чье зло оборачивается против них самих. "Конец веселья" - часть этой серии, сделанная специально для показа в Эрмитаже, и центральная работа на выставке. Она представляет из себя заключенные в девять витрин трехмерные коллажи с батальными сценами, приглядевшись к которым, можно обнаружить, что солдаты Вермахта убивают и мучают друг друга, а не противников.
"Сам проект важен для нас из-за диалога старого и нового. У Гойи это серия "Бедствия войны", кстати, не изданная при его жизни, Чепмены развивают эту тему исходя из реалий нынешнего времени. В России и Санкт-Петербурге самое страшное было, конечно же, во время Второй мировой войны, во время блокады. Для нас этот ужас во многом является определяющим и важно помнить, что он был, и помнить, что антифашизм важен для нас как идеология, и что эта жестокость должна быть заперта и засунута в музей, в хранилище", - рассказал Озерков.
Куратор выразил надежду, что этот проект будет принят с пониманием и, главное, как антифашистское высказывание.
"Мы регулярно вспоминаем и о блокаде, и о войне. В частности, в прошлом году мы показывали проект, связанный с рисунками Генри Мура, сделанными в лондонской подземке, которые мы показывали параллельно с тем, что сделал известный архитектор Александр Никольский, находясь в подвалах Эрмитажа во время блокады. Для нас это всегда важная тема", - напомнил он.
"Ленинградская симфония". Музыка как оружие >>
Также на выставке будут показаны две графические серии Чепменов: одна сделана на основе гравюр Гойи, другая представляет из себя авторские рисунки художников, которые продолжают тему "Бедствий войны", исходя из реалий ХХ-XXI веков - теракта в США 11 сентября 2001 года, войны в Ираке. Параллельно будут показаны рисунки Гойи из собрания Эрмитажа.
Ранее в рамках проекта "Эрмитаж ХХ-XXI", который был открыт в 2007 году, прошли выставки "Америка сегодня", "Чак Клоуз. Семь портретов", "Пространство Тимура: Петербург - Нью-Йорк", "Борис Смелов. Ретроспектива", "Вим Дельвуа. D11", "Новояз. Британское искусство сейчас", "Центр Помпиду в Эрмитаже".
Братья Чепмен, наравне с Дэмиеном Херстом и Трейси Эмин, принадлежат к образовавшейся в начале 1990-х группе "Молодых британских художников". Сначала их показал в своей галерее Чарльз Саатчи, а спустя пять лет, в 1997 году, в Королевской академии искусств прошла выставка "Сенсация", утвердившая статус художников. Экспозиция, тем не менее, была раскритикована и в прессе, и зрителями, и мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани, когда она показывалась в США. Особое недовольство вызвали составленный из отпечатков детских ладошек портрет детоубийцы Майры Хиндли Маркуса Харви - в Лондоне в знак протеста его закидали яйцами и залили чернилами, а Бруклинский музей был лишен господдержки из-за выставки в целом и работы "Дева Мария" Криса Офили, в которой в качестве материала использовался навоз, в частности. На этом фоне работа Чепменов "Деяния ради мертвых" - переосмысленная и выведенная в плоскость скульптуры гравюра Франсиско Гойи с тремя изувеченными солдатами - и скульптура "Зиготная акселерация" были встречены относительно спокойно.
Как правило, братья создают свои проекты, используя манекены или маленькие фигурки, которые определенным образом раскрашиваются и составляются в законченные скульптурные композиции. Или же они берут графику или живопись известных и безымянных авторов и дорабатывают ее в своем духе. Например, юной барышне с портрета неизвестного художника викторианской эпохи взамен румянца пририсовывают трупное пятно, а благообразный господин во фраке обзаводится ушами гнома и разрезанным от уха до уха ртом. Исключением являются акварели Гитлера, которым, напротив, дорисовывают яркие цветочки, радугу и солнышко.