МОСКВА, 13 авг - РИА Новости. Завершилась гражданская панихида по театральному режиссеру Петру Фоменко, скончавшемуся 9 августа на 81-м году жизни в Москве. Прощание проходило в созданном Фоменко театре на набережной Тараса Шевченко.
Официальную часть, которая началась в 12.30, вел режиссер Евгений Каменькович. Открывая церемонию прощания, он зачитал список всех работ Петра Фоменко - 65 драматических спектаклей, начиная с "Беспокойного хозяйства" и заканчивая "Театральным романом", телеспектакли и три художественных фильма.
Театральных дел мастер Петр Фоменко и его знаменитые спектакли. Фото >>
С прощальными речами выступили коллеги и друзья Фоменко, а также представители ведомств. Среди выступающих были - глава столичного департамента культуры Сергей Капков, замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин, а также актриса Людмила Максакова, актер Сергей Юрский, певица и актриса Елена Камбурова, художник-мультипликатор Юрий Норштейн, театральные режиссеры Генриетта Яновская и Михаил Левитин, авторы-исполнители Сергей Никитин и Юлий Ким, режиссер Сергей Женовач, от лица актеров "Мастерской П. Фоменко" выступил Карен Бадалов.
"Не хочется сваливаться в банальность, но с уходом мастера уходит эпоха, - сказал глава столичного департамента культуры Сергей Капков. - Он вырастил целую плеяду учеников, и это не только актеры - все, кто входил в зал этого театра, становились учениками Фоменко, а хорошими или плохими, покажет жизнь".
По словам известного актера и театрального режиссера Сергея Юрского, Фоменко стал настоящим явление двух веков и создал истинный репертуарный театр.
"Как невовремя он ушел. Сегодня очень больно, и еще долго будет больно без него. Но как вовремя он прожил свою жизнь, став настоящим явлением двух веков - XX и XXI. В то время, когда стал рушиться репертуарный театр, он создал репертуарный театр в настоящем смысле этого слова", - сказал Юрский.
По мнению актера, когда стал исчезать принцип ансамбля, единства и стиля, Фоменко создал театр, который стал воплощением ансамбля, единства и стиля. Когда начался разрыв между драматическим театром и литературой, он восстановил эту связь и обратился к такой литературе, к которой никто не рисковал обращаться.
"А еще он нашел очень красивое место на реке, чтобы дать жизнь репертуарному театру. Я думаю, что со временем это место для очень многих людей будет называться "На фоменках", - добавил Юрский.
В свою очередь художник-мультипликатор Юрий Норштейн сказал: "У Фоменко опять аншлаг... Несколько лет назад я впервые посмотрел спектакль "Война и мир", и сказать, что я был ошеломлен - ничего не сказать. Я не мог себе вообразить, что Толстого можно поставить, как пушкинскую поэзию".
По словам Норштейна, "искусство вообще вне понимания, но у Фоменко это было особенное непонимание".
"Когда мы были студентами в Ленинграде, до нас донеслись слухи о московском спектакле "Король Матиуш", и мы сразу запомнили Фоменко, - поделилась воспоминаниями театральный режиссер Генриетта Яновская. - Потом Фоменко, изгнанный из Москвы, появился в Ленинграде и поставил "Мистерию Буфф", которая "взорвала" город, а потом "Этот милый старый дом", который всех очаровал".
Потом, по словам Яновской, Фоменко уехал из Ленинграда.
"И увез оттуда жену и, как мне кажется, ненависть к нашему городу. И колоссальную боль. Этот чарующий человек, который влюблял всех в себя, увез с собой боль. Я слышала в нескольких передачах его фразу, что после возвращения из Ленинграда у него "началась жизнь после смерти". Эти слова понятны нашему поколению, нас много раз "убивали", а мы снова "воскресали", - сказала Яновская.
По ее словам, в Москве началась вторая блистательная жизнь Фоменко.
"В этом зале невозможно не аплодировать, даже сейчас, на панихиде. А сегодня началась третья жизнь Фоменко, которая будет опираться на его авторитет, на то, что будут говорить и делать его ученики. Думаю, что эта, третья, жизнь будет долгой счастливой", - заключила Яновская.
Замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин сказал, что Фоменко всю свою жизнь отдавал творчеству.
"Мы сегодня прощаемся с Мастером. Министерство культуры осознает это и скорбит. Петр Наумович не бывал нашим частым гостем, он не участвовал в многочисленных комиссиях, которые мы, чиновники, так любим плодить. Он всю свою жизнь отдавал творчеству. Если бы образ Мастера не создал Булгаков в 30-х годах, то сейчас можно было бы создать этот образ, отталкиваясь от личности Фоменко", - сказал замминистра.
Автор-исполнитель, композитор Сергей Никитин поделился воспоминаниями о том, как Фоменко в 1967 году пришел в театральную студию на Ленинских горах.
"Тогда это был заурядный драматический кружок. Фоменко ставил здесь спектакль о Михаиле Светлове. И через три месяца на Ленинских горах образовался настоящий театральный центр, куда приходили известные люди - Леонид Утесов, Константин Симонов, Лиля Брик. У Фоменко был талант пробуждать в артисте и человеке лучшее, на что он был способен", - сказал Никитин.
По словам поэта, автора-исполнителя Юлия Кима, он в своей жизни видел многих режиссеров, у которых их историческое значение шло впереди них.
"Петя никогда не задумывался о своей состоятельности, но до конца рождал замыслы. Один из его последних замыслов назывался "Наше все" - о вечной любви к Пушкину. Стоит памятник Пушкину, к нему подходит несчастный молодой человек и говорит "Александр Сергеевич, разрешите представиться". Это Маяковский, который читает свое знаменитое стихотворение, обращенное к Пушкину. Не успевает он закончить, как его отталкивает другой несчастный человек - Есенин. И читает свое стихотворение. Потом подходит Цветаева и отбирает у них памятник. Но и ее сменяет другая, более царственная дама. Потом появляются другие - Окуджава и так далее. Все несут Пушкина и пытаются выяснить, кто же должен его нести".
По словам Кима, на этом они в разговорах с Фоменко останавливались.
"Но я предложил, что история должна заканчиваться так: в итоге появляется еще один человек и говорит "Дайте мне". Это Фоменко и он возвращает Пушкина на пьедестал, параллельно беседуя с ним о чем-то. Потому что гений одного соприроден гению другого", - рассказал Ким.
От имени труппы "Мастерской П. Фоменко" с прощальной речью выступил актер Карэн Бадалов.
"Когда несколько лет назад мы провожали Юру Степанова, и после этого играли спектакли, нам казалось, что это невыносимо. Но мы смотрели на Петра Наумовича и понимали, что ему еще тяжелее, но он смог перенести удар и объединить нас в этой беде. Он был счастливым человеком, удары его закаляли, от них он становился только светлее. Я счастлив, что все мы - его подмастерья", - сказал он.
Завершилась церемония показом фрагмента видео с одной из репетиций Петра Фоменко, на которой режиссер читал стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
После этого ученики Фоменко пронесли гроб с телом мастера по тому маршруту, которым режиссер обычно ходил по театру.
Собравшиеся на улице поклонники Фоменко проводили его в последний путь аплодисментами.
Режиссер будет похоронен на Ваганьковском кладбище.