Рейтинг@Mail.ru
Спасение пассажиров Wind Jet - дело рук самих пассажиров - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасение пассажиров Wind Jet - дело рук самих пассажиров

© Flickr / francescomucioСамолет авиакомпании Wind Jet
Самолет авиакомпании Wind Jet
Читать ria.ru в
Дзен

Остановка деятельности авиакомпании Wind Jet показала, что, покупая туристические услуги в интернете, россияне еще менее застрахованы от денежных потерь, чем при обращении к туроператорам. В подавляющем большинстве случаев банкротств компаний их клиенты получали компенсации, в случае с Wind Jet получить что-либо практически нереально.

В ночь с субботы на воскресенье крупнейший итальянский лоукостер прекратил полеты из-за финансовых трудностей. В последние месяцы дискаунтер, выполнявший рейсы из Италии по 17 направлениям, балансировал на грани банкротства. За последнюю неделю в ряде итальянских аэропортов рейсы Wind Jet неоднократно отменялись или задерживались на длительное время.

С начала 2012 года крупнейший национальный перевозчик Alitalia вел переговоры о приобретении основанной в 2003 году Wind Jet, и в апреле соглашение об этом было подписано обеими сторонами. Сделку должны были полностью завершить 29 июня, однако руководство Wind Jet не смогло предоставить Alitalia необходимую документацию о финансовом состоянии компании. В начале августа состоялся новый раунд переговоров. 7 августа Alitalia согласилась приобрести компанию на более рискованных финансовых условиях, но Wind Jet опять отказалась предоставить обязательную для совершения сделки документацию. В итоге в пятницу вечером руководство Alitalia распространило официальное заявление о провале переговоров.

По данным авиационных властей Италии, банкротство авиакомпании затронеть 300 тысяч пассажиров, купивших билеты на ее рейсы до октября. Власти договорились о том, что пассажиров, которые приобрели билеты на внутренние рейсы Wind Jet, в августе будут обслуживать пять других итальянских перевозчиков. За перелет пассажиры должны доплатить по 80 евро. На вторник запланировано совещание руководства Wind Jet, Alitalia и авиационных властей Италии о дальнейшей судьбе рейсов авиакомпании.

Проблемы российских пассажиров

В Россию Wind Jet выполнял около 20 рейсов в неделю. Среди них рейсы из Москвы в Римини, Катанию, Палермо, Пизу и Бергамо, из Ростова-на-Дону в Римини, из Санкт-Петербурга - в Катанию. Часть мест выкупали туроператоры, а большую часть билетов россияне покупали напрямую через интернет, причем, по словам пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, в последнее время авиакомпания наращивала прямые продажи и сокращала туроператорские блоки.

По словам коммерческого директора компании "Джет Тревел" Максима Приставко, на российских маршрутах цены у авиакомпании были совсем не бюджетные. "Цена очень сильно зависела от дат. На низкие даты они продавали билеты и за 300 евро, а на конец августа - по 800-850. Наша туроператорская цена была, конечно, ниже. Думаю, российские маршруты компании были очень выгодными. А вот на внутренних и европейских это был действительно лоукостер, и там они теряли деньги", - считает эксперт.

В субботу вечером пассажиры рейса Санкт-Петербург - Катания не смогли вылететь рейсом Wind Jet, став таким образом первыми "жертвами" остановки ее деятельности. Соответственно, в Катании застряли 157 туристов, которые должны были возвращаться домой тем же рейсом. В понедельник авиакомпания отменила рейс из Домодедово в Бергамо. Следующие ее рейсы из России, судя по всему, также не состоятся.

В выходные туроператоры, чьи туристы застряли в Катании, начали искать для них новую перевозку. Почти 60 человек удалось отправить рейсами различных компаний. Днем в понедельник, по информации РСТ, туроператоры договорились о том, что авиакомпания "Россия" вывезет туристов из Катании, завезет туда тех, кто не смог вылететь в субботу, и, кроме того, продолжит выполнять цепочку Wind Jet Санкт-Петербург - Катания до конца сезона.

Те компании, чьи туристы должны были лететь Wind Jet из Москвы и Ростова-на-Дону, также активно ищут другую перевозку. Приставко заверил РИА Новости, что все клиенты туроператоров смогут отправиться на отдых и вернуться обратно. "Начиная со следующей субботы, 18 августа, мы продолжим полетную программу из Москвы в Пизу, которую должен был выполнять Wind Jet, на чартерных рейсах одной из российских компаний. В целом все трудности и финансовые потери ложатся на плечи туроператоров. Максимум, что грозит нашим туристам - это задержки", - подчеркнул он.

Миллионные потери

Пресс-секретарь РСТ отметила, что туроператоры-партнеры Wind Jet потеряют из-за ее банкротства миллионы евро. "Туроператоры заплатили от 10 до 20% стоимости полетных программ в качестве депозитов, которые лежат в авиакомпании и которые никто не вернет. Плюс штрафы гостиниц, плюс перевозка, которой они будут за свой счет обеспечивать туристов", - подчеркнула она.

По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, авиакомпания перевозила еженедельно до нескольких тысяч россиян. Если даже лишь половина из них - клиенты туркомпаний, убытки последних составят несколько миллионов.

Клиентам туроператоров проще

Теми пассажирами Wind Jet, у которых авиабилет входил в турпакет, занимаются туроператоры. А вот пассажирам, купившим билеты напрямую на сайте авиакомпании, сложнее. Им обратиться не к кому. "Проблемами туристов, которые покупали авиабилеты в рамках турпакета, занимаются туроператоры. А тем, кто покупал в интернете, некуда обратиться. Мы получаем десятки звонков от туристов, купивших билеты на рейсы Wind Jet. Среди них жители не только Москвы, но и Самары, Ростова, Санкт-Петербурга. Мы советуем туристам подождать до вторника. Возможно, будет принято решение, что владельцы билетов все же полетят, их билеты обменяют с доплатой или как-то еще решат проблему. Но если все же авиакомпания останется неплатежеспособной, то деньги, скорее всего, будут потеряны", - подчеркивает Ломидзе.

Она отметила, что история с Wind Jet лишний раз доказала: традиционных туроператоров рано списывать со счетов. Их клиенты защищены тем, что у туроператора есть фингарантия, и по закону он обязан вывозить своих туристов. Покупка туристических услуг напрямую в интернете имеет свои риски, от которых у клиентов пока нет защиты.

"Почти во всех случаях банкротства туроператоров их клиенты все же получали компенсации из финансовой гарантии, пусть и не всегда это была полная стоимость тура. Два самых ярких случая, когда клиенты обанкротившихся туроператора не получили денег, были связаны с банкротством компании "Инна Гарант" - страховщика "Капитал Тура", и с чистым мошенничеством в истории с туроператором "Идеальный мир", который представил в Ростуризм просроченный договор страхования", - напоминает она.

Суд рассудит. Итальянский

Роспотребнадзор напомнил, что пострадавшие клиенты Wind Jet могут предъявить иск в суд по своему месту жительства, месту пребывания, месту нахождения ответчика (компании) или месту заключения договора.

"Даже если пассажиры выиграют иски против авиакомпании, получить деньги с банкрота им будет трудно", - подчеркивает Ломидзе.

Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаил Аншаков объяснил, что электронный авиабилет, оставшийся на руках у пассажиров Wind Jet, является документом, с которым человек может обратиться в суд. Но в случае с Wind Jet россиянам придется отстаивать свои права в итальянском суде, что сильно осложняет дело. По словам Аншакова, на перевозчика распространяется право той страны, в которой он зарегистрирован как юридическое лицо.

Эксперт посоветовал россиянам, которые намерены отстаивать свои права, сэкономить деньги и нанять вместо адвоката переводчика, чтобы он грамотно составил претензии в адрес итальянской авиакомпании. По его словам, за границей существуют аналоги российской Федеральной антимонопольной службы, которые осуществляют государственный надзор, и жалобы в эти органы достаточно эффективны и могут заменить процедуру судебного разбирательства, потому что перевозчику не захочется с ними связываться.

"Но если авиакомпания обанкротилась, то нашим гражданам можно только посочувствовать, потому что вести дело в итальянском суде будет очень сложно", - подчеркнул Аншаков.

МИД предупреждает

МИД России предупредил в понедельник, что сложности с возвращением на родину из Италии могут возникать у пассажиров авиакомпании Wind Jet еще две недели. Как сообщили в ведомстве, россияне, пострадавшие от деятельности авиакомпании, могут направить свои обращения о взыскании компенсации за аннулированные рейсы.

"Национальное агентство гражданской авиации Италии проинформировало посольство России в Риме, что для решения вопросов, связанных с авиакомпанией Wind Jet, выделена специальная телефонная линия: +390644596475. Для компенсации пассажирам стоимости аннулированных рейсов данной компании письменные запросы в виде заказного письма необходимо направлять по адресу: Wind Jet S.p.A Via S.Giuseppe della Rena, 92, 95100 Catania, Italy", - указывается в заявлении.

Юлия Батырь

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала