Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Клячко: сокращение бюджетных мест в вузах неизбежно

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭРуководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко
Руководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко
Недавно Министерство финансов РФ опубликовало "Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 гг": расходы федерального бюджета на образование будут урезаны с 615 млрд руб в 2012 г до 573 млрд руб в 2015 г. О последствиях такого решения в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко.

Недавно Министерство финансов РФ опубликовало "Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы": расходы федерального бюджета на образование будут урезаны с 615 миллиардов рублей в 2012 году до 573 миллиардов рублей в 2015 году. О последствиях такого решения в интервью РИА Новости рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко.

- Татьяна Львовна, эксперты Высшей школы экономики подвергли резкой критике политику Минфина. Вы разделяете их мнение?

-  Я поддерживаю позицию коллег: политика Минфина идет вразрез с разработанной ими "Стратегией-2020", основные тезисы которой - инвестиции в человеческий капитал и эффективный контракт с преподавателем. Но правительство поставило перед Минфином задачу к 2015 году сделать бюджет бездефицитным. В 2012 году дефицит федерального бюджета очень небольшой: по последним данным, 0,1% ВВП.

-  Есть ли способы  "удержать" деньги в сфере образования?

-  Пожалуй. Корень бед - в человеческой психологии. Ведь если все хорошо, и качество образования растет, то кто вам дополнительных денег даст? Правда, этой тактике приходит конец. Правительство уже не хочет заливать все больше денежного бензина в дырявый бензобак: требуют либо запаять, либо машину сменить. Но выход есть. Можно  доказать, что качество растет, тогда деньги будут нужны, чтобы оно росло быстрее и чтобы удержаться на достигнутом уровне. Опыт Финляндии показывает: эта цель достижима.

-  Во всем мире на фоне кризиса расходы на образование падают. В 2010 году в Швейцарии они составили 5,2% ВВП (в 2009 - 5,6%), в Финляндии - 5,9% (в 2009 - 6,3%). В России в 2012 году - 4,2%, в 2015  - в плане 3,8%. Мы развиваемся в духе общих тенденций?

- Это правда. Но сколько Швейцария или Финляндия потратят на образование в 2015 году? В цивилизованном мире снижение расходов на образование в кризис сопровождается ростом затрат на здравоохранение. У нас же снижается объем ассигнований на всю социальную сферу. Показатель доли расходов на образование в ВВП нельзя рассматривать односторонне. Он зависит и от объема ВВП (при большом - его доля на образование может быть ниже, чем при маленьком), и от численности детей. В 1998 году у нас было 20 миллионов школьников, сейчас 13,4 миллиона, к 2015 году прогноз - до 13,8 миллиона.  При этом если в 2008 году в вузах обучалось 7,5 миллиона человек, к 2020 году останется около 4,6 миллиона.

- Значит, неизбежно сокращение преподавателей?

-  Безусловно. Вопрос - на сколько. Если, как Минфин предлагает, довести к 2015 году соотношение числа студентов в расчете на 1 преподавателя до 12-ти (сегодня это 1:10), то, по моим подсчетам,  останется не у дел около 17% преподавателей. И - неизбежно  уменьшение числа бюджетных мест. Заявление об этом Дмитрия Ливанова вызвало негативную реакцию общества, но этот процесс идет давно: в 2006 году бюджетный прием в вузы составлял 628 тысяч человек, в 2011 - 510 тысяч. Этот процесс объективный: по данным Росстата, в 2006 году школу окончили 1,3 миллиона человек, в 2011 - 600 тысяч. Шансы выпускников поступить в вуз на бюджетное место резко увеличились, так что об отборе лучших пока можно забыть.

-  А платный прием возрастет? Иначе вузы не выживут...

-  Выживут. Но не без проблем: с этого года вероятен отток платных студентов из государственных вузов в негосударственные: установив норматив бюджетного финансирования по многим специальностям (направлениям подготовки) в 60 тысяч рублей, Минобрнауки потребовало, чтобы и платное место "стоило" не меньше бюджетного. Абитуриенты начали переходить в "частный сектор". Если же, как обещал министр, сокращение бюджетных мест будет сопровождаться увеличением их стоимости до 200-250 тысяч рублей, коммерческий прием в госвузы может существенно снизиться.

-  Сегодня Минфин предлагает ориентировать зарплату преподавателей на среднюю по экономике страны, мотивируя это тем, что большинство вузов - федерального подчинения. Согласны ли вы с таким подходом?

-  Реализация такого подхода невыгодна только столичным вузам, остальные выиграют: зарплата преподавателей вузов в большинстве  регионов ниже средней по стране. Вопрос: кого мы поддерживаем - вузы сильные или слабые? Любое усреднение - это поддержка слабых. Нужна дифференциация в оплате труда в зависимости от качества образования в вузе: нельзя платить одинаково профессору МГУ и преподавателю "заборостроительного" вуза.

Ваш прогноз: чем  обернется сокращение средств на образование?

-  Во-первых, шоком для работников этой системы, привыкших за последние годы к росту выделяемых средств. Во-вторых, если ничего страшного с экономикой не произойдет, то, скорее всего, образованию денег добавят. В-третьих, если и не добавят, начнется их перераспределение внутри системы образования. Очень может быть, что пострадает дошкольное образование, хотя все высказываются за то, что его надо развивать. В 2011 году доля дошкольного образования в ВВП  упала до 0,72% с 0,76% в 2010 году. А в- четвертых, надо наконец понять, сколько реально надо средств, чтобы поднять уровень образования. И определить этот уровень.

Материал подготовила Ольга Дашковская (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Президент России Владимир Путин
Путин подписал закон о кредитных каникулах
Сотрудник ДПС во время проверки соблюдения режима самоизоляции в Краснодар
Московских водителей будут останавливать и узнавать о цели поездки
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала