С принятием нового закона об образовании каждая школа и вуз будут обязаны вести официальный сайт. О проблемах информационной открытости учебных заведений в интервью РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.
- Татьяна Анатольевна, какие сведения могут получить родители ученика школы, зайдя на ее сайт?
- Из хорошего школьного сайта можно узнать о многом: об учебных программах, о педагогах, об учениках. Там сразу виден стиль работы школы, ее уклад, система внутренних взаимоотношений в ней. Это то, как общаются педагоги, родители, ученики, как строятся их ежедневные, ежечасные отношения, как работает администрация, управляющий и наблюдательный советы.
- Что именно, по-вашему, должно быть на школьном сайте?
- С одной стороны, ответ на этот вопрос дает законодательство: в федеральных законах № 293 и № 83, в постановлении правительства № 343 есть четкие указания по поводу содержания сайтов образовательных учреждений. Но с другой стороны - вот что интересно: пожелания пользователей гораздо шире, чем этот перечень, предусмотренный законом. Закон определяет обязательный минимум. Но если рассматривать сайт в качестве канала общения, надо учитывать интересы каждого собеседника, неважно, ученик это или родитель, и при этом донести до него всё то, что сама школа считает важным сообщить.
И здесь родители - наиболее заинтересованная и наиболее требовательная аудитория, потому что именно они принимают решение о выборе школы, так что их потребности надо учитывать особо.
- Каковы они, эти потребности?
- Родители бывают разные, и потребности у них разные. Чтобы все учесть, их надо изучать и даже, в какой-то степени, формировать. Родители заинтересованы не просто в наличии информации: им важно, чтобы доступ к ней был удобным, чтобы найти ее было легко. Им нужно, чтобы на сайте было много возможностей для обратной связи: форумы, дискуссии, гостевая книга, чат. Они хотят не только иметь возможность отправить запрос в образовательную организацию, но и вступить в диалог и с другими родителями, и с педагогами, и с руководством, высказать свое мнение по поводу публикации. Для всего этого нужна грамотная модерация, а главное - высокий уровень готовности школы выслушивать критику и культурно реагировать на нее.
Когда не только в общеизвестных социальных сетях, но и на школьном сайте родители и школьники вместе с педагогами свободно и открыто обсуждают проблемы школы, оценивают ее и ищут совместные решения - это высший пилотаж.
- А законодательство чего требует?
- Согласно законодательству, на сайте образовательного учреждения должен быть представлен определенный перечень сведений и документов. Другой вопрос, в каком именно виде их предоставлять. Родителям удобнее использовать не сами документы, а комментарии к ним, затрагивающие конкретные проблемы. Я сомневаюсь, что кто-то из родителей до конца прочитал устав школы. Но какие-то позиции из него с разъяснениями: об обязанностях школы, о правах обучающихся, родителей, управляющего совета - им гораздо нужнее. Результаты самообследования школы до родителей тоже нужно доносить в публицистическом стиле, на языке, понятном им. Этот вопрос - о соотношении публичного доклада и официального отчета, - то, что, на мой взгляд, в законопроекте нужно еще раз пересмотреть. Публичные доклады - это как раз те документы, которые ориентированы на вопросы и на запросы общественности, на интересы родителей, учащихся.
Иногда спорят, нужно ли помещать на сайт финансовый отчет школы. На мой взгляд, обязательно нужно - но тоже с разъяснениями и комментариями. Иначе нечего и удивляться возмущенным разговорам о школьных «поборах» и недоумению, куда идут дополнительные средства от платных услуг.
- Финансовый отчет? На родительском собрании, бывает, называют в нем такие статьи расходов: «урегулирование отношений с пожарным надзором» или «встреча санитарной инспекции». Надо ли и на сайте публиковать суммы взяток?
- Нет, вообще-то со взятками надо бороться - в идеале. Так уж построена наша система, что, к сожалению, образовательные учреждения то и дело сталкиваются с коррупцией, многие вопросы иначе решить просто невозможно. Но в данном случае я говорю о финансовом отчете именно школы, а не о том, как расходуется «родительская касса». Наверное, школьный попечительский совет должен иметь отдельный сайт, ведь это другая организация, с собственными юридическими правами и своей ответственностью. Функции попечительского совета и управляющего совета школы должны быть четко разведены.
Другое дело, что деятельность попечительского совета тоже должна быть информационно открытой, и это можно использовать в борьбе с коррупцией. Скажем, почему бы не опубликовать информацию о том, что такая-то надзорная организация настаивает на уплате таких-то «финансовых взносов», хотя все ее требования школа выполнила? И тогда будет видно, какие действия последуют со стороны соответствующих органов.
- Сайт - это затраты времени и денег на разработку, наполнение и модерацию. Где школе их взять?
- Возможности у школы есть. В частности, с переходом на новые типы бюджетных учреждений, предусмотренные ФЗ-83, у школ, ставших, например, автономными учреждениями, уже нет жестко заданных штатного расписания и тарифной сетки, так что можно найти деньги и на специальных сотрудников. Или можно привлечь к модерации нескольких завучей и педагогов. Тогда у каждого это займет минут двадцать рабочего времени. Часто сайт разрабатывают и поддерживают школьники, причем на очень высоком уровне. Один из лучших сайтов подмосковных школ ведется тремя старшеклассниками. На семинаре с участием этих мальчиков и их руководителя мы обсуждали технологические требования к сайту и разные новшества. Педагог то и дело поворачивался к ученику и спрашивал: «Серёжа, а у нас это есть?» Тот отвечал: «Да, конечно». Школьники в этой сфере часто бывают профессиональнее многих взрослых.
- Что, по-вашему, главное в сайте школы?
- Информация на сайте должна быть достоверной и проверяемой. Известный пример: у метрополитена одного из сибирских городов просто замечательный, информативный сайт. Одно маленькое «но»: самого метро в этом городе нет. Современные технологии позволяют создавать такие вот фантомы, замки-призраки. Чтобы это предотвратить, чтобы читатель был уверен, что информация достоверная, на сайте должны быть возможности для обсуждения, дискуссий и других форм обратной связи. Так или иначе, школьный сайт - это требование времени, и нужно ему соответствовать.