Рейтинг@Mail.ru
Семь спектаклей Мастера - РИА Новости, 09.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Семь спектаклей Мастера

Читать ria.ru в
Дзен
9 августа на 81-м году жизни скончался знаменитый театральный режиссер Петр Фоменко, основатель одного из лучших московских театров, педагог, воспитавший не одно поколение талантливых "фоменок". В театральном мире самого режиссера называли Мастером или ласково – Фомой, а его спектакли всегда шли с неизменными аншлагами. РИА Новости вспоминает самые известные постановки Петра Фоменко.

9 августа на 81-м году жизни скончался знаменитый театральный режиссер Петр Фоменко, основатель одного из лучших московских театров, педагог, воспитавший не одно поколение талантливых "фоменок". В театральном мире самого режиссера называли Мастером или ласково – Фомой, а его спектакли всегда шли с неизменными аншлагами. РИА Новости вспоминает самые известные постановки Петра Фоменко.

Прощайте, мастер! На смерть Петра Фоменко >>

"Теркин-Теркин", 1980 год

С начала 1970-х Петр Фоменко работал в Ленинградском театре комедии, где поставил такие спектакли, как "Этот милый старый дом" (1972), "Троянской войны не будет" (1973), "Старый Новый год" (1974). В 1977 году он занял пост главного режиссера театра, а в 1980-м состоялась премьера публицистического спектакля "Тёркин-Тёркин" по двум поэмам Твардовского. Постановка была сделана в жанре трагического гротеска и стала самой значительной работой режиссера в Театре комедии. Постановка впечатлила публику, но тогдашние власти ее не приняли. За режиссера и его спектакль вступились представители интеллигенции (среди которых были писатель Даниил Гранин и поэт Михаил Дудин). Отстаивать режиссера в Смольный ходили и актеры труппы. В результате спектакль, хоть и с большими купюрами, вышел. Но в 1981 году Фоменко все-таки ушел из театра.

"Волки и овцы", 1992 год

Комедия по пьесе Островского про богатую вдову и хитрецов, пытающихся обманом заполучить ее состояние, - один из первых спектаклей режиссера, созданных вместе со студентами ГИТИСа. В постановке были заняты Галина Тюнина, Юрий Степанов, Ксения и Полина Кутеповы, Ирина Пегова, и именно они впоследствии составили костяк труппы "Мастерской". "Фоменки" много гастролировали с этой постановкой по Европе, участвовали в международных фестивалях, в том числе в Авиньонском в 1997 году.

Екатерина Кретова, "Коммерсантъ": "Режиссерская трактовка образов наделяет каждый персонаж пьесы неповторимой индивидуальностью. В результате Фоменко совершает удивительное превращение: хрестоматийная комедия Островского воспринимается как современнейшая пьеса на тему извечного противостояния "волков" и "овец".

"Пиковая дама", 1996 год

В 1996 году в Вахтанговском театре состоялась премьера "Пиковой дамы", поставленной по повести А.С. Пушкина, где старую графиню сыграла Людмила Максакова, которую называли одной из любимых актрис режиссера. Эта постановка и сейчас является одной из ключевых в репертуаре вахтанговцев.

"Сколько лет существуют эти потрясающие "гвозди", забитые Петром Наумовичем, на которые натянут смысловой каркас спектакля, - говорила об этой постановке актриса Юлия Рутберг. - Мы не выходим за те ограничители, что он поставил. Думаю, этот спектакль во многом поддерживает культурный уровень самого Театра им. Вахтангова".

Елена Ямпольская "Известия": "Премьеру Фоменко в Москве ждали. Ее заранее пытались вычислить, спорили, строили догадки. Вопрос, звучавший чаще прочих: "Кто делал инсценировку?". Теперь, когда премьера состоялась, можно однозначно ответить: инсценировку для Фоменко сделал Пушкин. <…> Фоменко не поставил "Пиковую даму" — он ее прочитал. Внимательно, вдумчиво, с интересом. Как сегодня, к сожалению, читать уже не принято".  А театровед Борис Любимов назвал Фоменко после этой постановки одним из тузов отечественной режиссуры.

"Одна абсолютно счастливая деревня", 2000 год

В 2000 году на сцене "Мастерской" один за другим выходят сразу два спектакля, поставленные Петром Фоменко. В самом конце театрального сезона, 22 июня, состоялась премьера "Одной абсолютно счастливой деревни" по повести Бориса Вахтина. Петр Фоменко мечтал поставить этот спектакль еще в 60-х, когда повесть Вахтина и была написана, однако цензура не пропустила идею режиссера, и спектакль так и оставался задумкой.

Дата премьеры была выбрана не случайно – в этот день в 1941 году началась Великая  Отечественная война. Деревенская девушка Полина - молодая жена, муж (Сергей Тарамаев) которой прямо со свадьбы отправляется на фронт, где погибает. Полина одна растит сыновей-близнецов, а потом в деревню попадает пленный немец Франц (Илья Любимов), который влюбляется в Полину и которому она также рожает близнецов, только девочек. А покойный уже муж все это время "присматривает" за женой, с ним она ведет беседы, с ним советуется, и он, по сути, и приводит в ее дом Франца. Главную роль сыграла на тот момент начинающая актриса, выпускница курса Фоменко в ГИТИСе, Полина Агуреева.

В тесном пространстве "Мастерской" Фоменко штрихами и деталями обрисовал быт деревушки, представив, например, речку в виде расставленных по сцене тазиков с водой. Актеры в буквальном смысле разыгрывают учебные этюды из деревенской жизни: про трактор, про прополку картошки. Оживают в постановке  и чучело – эта роль досталась Карэну Бадалову, и корова –  Мадлен Джабраилова.

Ольга Галахова, "Независимая газета": "По сути, сюжет спектакля настолько прост, что возможно недоумение изощренных театралов. Но как раз от изощренности и бежит Фоменко, режиссер не усложняет простое, а напоминает, что простое сегодня оказывается самым сложным как в театре, так и в нашей жизни, в которой остается все меньше и меньше этой самой жизни, живого, подлинного чувства, сообщающего радость бытия".

"Семейное счастие", 2000 год

Театральный сезон 2000-2001 годах "фоменки" открывают еще одной премьерой – спектаклем "Семейное счастие", поставленным Петром Фоменко по одноименной повести Льва Толстого. Главные роли – совсем еще юной Маши и Сергея Михайловича, соседа, друга ее покойного отца, за которого она выходит замуж, чтобы хоть как-то прожить после смерти обоих родителей, - играют Ксения Кутепова и Сергей Тарамаев.

На момент выхода спектакля "Семейное счастие" Фоменко уже долгое время репетировал со своей труппой другое произведение Толстого, однако инсценировка "Войны и мира", осуществленная в Мастерской, вышла лишь в 2001 году.

Роман Должанский, "Коммерсант": "В названии последних спектаклей Петра Фоменко присутствует слово "счастье". И толстовская семья и советская деревня одинаково счастливы только в том смысле, что несчастливы по-своему. В каждой из частей дилогии "Мастерской Фоменко" жизнь оборачивается рутинной драмой, которую надо научиться ценить и безответно любить - искренне и истово. Но если "Счастливая деревня" тяготеет к своеобразному жанру камерного эпоса, то "Семейное счастие" - спектакль камерный во всех отношениях".

"Три сестры", 2004 год

В 2004 году Петр Фоменко поставил в "Мастерской" одну из самых знаменитых пьес Чехова "Три сестры", задействовав в спектакле "фоменок первого призыва", первый гитисовский выпуск Петра Наумовича, актеров, которые и прославили "Мастерскую". Главные роли – сестер Прозоровых – ожидаемо исполнили сестры Кутеповы (Ксении досталась роль Ирины, Полина сыграла Машу) и прима театра Галина Тюнина – ей Фоменко отвел роль Ольги. Впрочем, и все остальные исполнители не нуждаются в особом представлении: Мадлен Джабраилова, Рустем Юскаев, Карен Бадалов и Кирилл Пирогов в роли барона Тузенбаха. Появляется в спектакле и сам Чехов, названный тут просто "человеком в пенсне". Этот персонаж (его играет Олег Любимов) проводит все время у одной из кулис, однако очень переживает за происходящее на сцене и призывает актеров соблюдать ремарки, то и дело выкрикивая "Пауза!". А иногда и сами персонажи обращаются к автору за подсказкой.

Григорий Заславский, "Независимая газета": "В исполнении "фоменок" "Трем сестрам" вернулась, вероятно, заложенная самим Чеховым бодрость начальных сцен: действующие лица почти без исключения молоды, даже тешат себя, как Ирина, еще "неотставленным" детством. Бодрость, легкость, игра, выглядывание и подглядывание из-за маски, которая ни на секунду не сливается с лицом, - стихия "Мастерской Фоменко".

"Триптих", 2009 год

Постановка Петра Фоменко "Триптих" стал главной премьерой сезона 2009-2010 и получила "Золотую Маску" как лучший драматический спектакль малой формы. "Триптих" включает в себя "Графа Нулина", "Каменного гостя" и "Сцену из Фауста". "Это три образчика пушкинской поэзии, где есть эволюция жанра - от анекдота и комедии до философской драмы и трагифарса", - отмечал режиссер. В спектакле звучат романсы и песни на стихи Пушкина, Жуковского и Гете, музыка Штрауса, Моцарта, Россини и других композиторов.

Одной из особенностей постановки стало освоение нового пространства: спектакль в декабре 2009 года открыл Малую сцену недавно построенного здания театра "Мастерская Петра Фоменко". При его создании Фоменко использовал не только сцену, но и часть зрительского фойе.

Ольга Галахова для РИА Новости: "Все эти пространственные чудеса, изумляющие фантазией, пронизаны какой-то новой тональностью, не свойственной прежним работам Мастера: скрытой поначалу горечью, все более разрастающейся к финалу".

Марина Зайонц, "Итоги": "Именно в "Триптихе" вопреки всем сочиненным о режиссере апокрифам явственно обнаружилось, что этот сентиментальный старый романтик Петр Фоменко, забавник и хулиган, мягко говоря, не слишком высокого мнения о человеческой природе. Сарказм и злая, бессильная горечь, как ни прячет он их за привычной усмешкой, через край сочатся. Новый тут Фоменко, неожиданный".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала