Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
На 81-м году жизни умер великий русский режиссер Петр Фоменко… Все. На этом, извините, официальная часть некролога закончена.
Официальные некрологи обычно пишутся со звериной серьезностью, привычными официально-формальными фразами. Родился, женился, дебютировал, прославился, получил премии, основал театр, получил звания и так далее.
В этом смысле они мало чем отличаются от поздравительных юбилейных славословий, великое множество которых вылилось на голову Фоменко совсем недавно. 13 июля он отметил свое 80-летие.
Но про Петра Наумовича так писать нельзя. Это человек, который ненавидел ложный пафос, ненавидел все формальное, наносное, ненастоящее, пошлое. Своих учеников и своих зрителей он учил тому же.
Если вас интересует официальная биография режиссера, лучше всего почитать соответствующую страницу на сайте "Мастерской". Она полна, и написана вполне казенным, энциклопедическим языком. Но посмотрите на ссылку, которая ведет на эту страницу – и увидите, как называют основателя театра сами "фоменки", и как он сам к себе относился. Мелкий штрих – но он обнажает суть.
"Страшный провокатор"
Разговариваем с актером "Мастерской" Павлом Баршаком. Убитый горем, он с трудом формулирует мысли. Говорит, что Фоменко научил его всему, что умеет, и в профессиональном, и в человеческом смысле. "В одном лице был и взрыв, и потом такая же любовь. Он переключался в секунду". По словам Баршака, Петр Наумович был страшный провокатор – и злодей, и гений одновременно. Человечище.
"Он мог взорваться и потом через пять минут отойти, потухнуть. Некоторые это знали и не попадались ему на глаза, ждали часа два-три, пока он забудет. Это был котел с хитрым и одновременно добродушным и простодушным замесом", – вспоминает актер.
Баршак говорит, что никогда нельзя было понять, где Фоменко играет, а где серьезен. В этом был его человеческий гений. "Он делал все так искренне и так честно, что непонятно, где была эта грань".
"С кончиной Петра Наумовича чувствую себя сиротой. И весь его театр осиротел, я думаю, что и весь русский театр. Когда он был жив, мы понимали, что есть планка, на которую надо ориентироваться. Мы всегда, когда смотрели что-то или слушали в театре, думали "А вот Петр Наумович сделал бы это лучше, точнее, круче", – сказал РИА Новости ученик Фоменко, известный режиссер Евгений Каменькович.
Другой его ученик, Сергей Женовач, не так давно пошел по стопам учителя и на основе своего театрального курса основал театр "Студия театрального искусства", во многом следующий фоменковской эстетике и традиции. То есть еще при жизни Мастера его театр стал размножаться почкованием.
"Петр Наумович – это некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. Он парадоксален сам по себе. Неслучайно у него любимые слова – "но" и "хотя". И сразу весь смысл переворачивается. Он великий лицедей и провокатор. Он любит взрывать ситуацию, непредсказуемо ее разворачивать", – говорил Женовач в одном из интервью.
Дом, который построил Петр
Имя Петр с греческого переводится как "камень". В Евангелие от Матфея Иисус Христос говорит своему ученику: "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Апостола Петра католики считают первым Папой Римским и создателем Римской церкви.
Создатель своего театра-дома Петр Фоменко был настоящим апостолом театра. На сцене его дома разбивались сердца, и не только в одноименной пьесе Бернарда Шоу. Но в зрительном зале напротив сердца и души людей врачевались.
В эпоху, когда концепция репертуарного театра, театра-дома, театра-храма переживает не лучшие времена, "Мастерская" Петра Фоменко была живым примером того, что такой театр, живой, актуальный, занимающийся истинным служением искусству, все еще может существовать и быть недосягаемым примером для других.
Остается только надеяться, что после ухода Мастера его дело не прекратится, и ученики, коих немало, достойно продолжат дело своего учителя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции