МОСКВА, 8 авг - РИА Новости. В четвертую годовщину нападения Грузии на Южную Осетию выяснились новые подробности "пятидневной войны": Владимир Путин сказал, что несколько раз звонил Дмитрию Медведеву в первые дни агрессии, а также заявил, что активные боевые действия начались еще 6-го августа и Россия действовала по плану, который был подготовлен за несколько лет до грузинской агрессии.
В свою очередь премьер-министр РФ Медведев, который в 2008 году занимал пост главы государства, заявил, что принял решение об ответном ударе по Грузии в ночь с 7-го на 8-е августа, спустя два с половиной часа после начала активных действий грузинской армии. Он также отметил, что связался с Путиным, который тогда занимал пост премьера и находился в Пекине, 8 августа.
Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, 9 августа 2008 года ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона. Власти Южной Осетии сообщили, что жертвами агрессии стали более полутора тысяч человек. В ходе конфликта погибли 67 российских военнослужащих, в том числе миротворцы.
Цхинвали спустя 4 года после событий 08.08.08 >>
Новые подробности
Подробности августовских событий четырехлетней давности Путин рассказал в среду РИА Новости.
"Информацию о том, что происходило в это время 5, 6, 7 и 8 числа (августа 2008 года) я получал напрямую из Цхинвала. Как ни странно, от журналистов. Потому что именно журналисты выходили на моего пресс-секретаря Дмитрия Сергеевича Пескова, а он уже подходил ко мне", - сказал глава государства.
"Ваши коллеги прямо говорили о том, что идет настоящая война, что реально подошла регулярная грузинская армия... Собственно говоря, это был единственный главный источник моей информации на тот период времени. Именно со ссылкой на него я разговаривал с Дмитрием Анатольевичем (Медведевым) и с министром обороны", - заявил Путин РИА Новости.
Отвечая на вопрос о причине промедления российских войск на сутки, президент уточнил: "Там не сутки, там трое суток - 6, 7, 8 августа".
"Боевые действия активные начались шестого. Я вчера уже говорил, это сложная вещь - принятие решения о действиях вооруженных сил. За этим следует стрельба, огонь и жертвы", - сказал он.
До этого, отвечая на вопросы журналистов, президент заявил, что звонил Медведеву, который тогда был главой государства, и министру обороны Анатолию Сердюкову, чтобы обсудить ситуацию вокруг Южной Осетии, 7 и 8 августа 2008 года. До сих пор не было сообщений о том, что Путин, находившийся в начале кризиса вокруг Южной Осетии с визитом в Пекине, участвовал в обсуждении ответных действий Москвы.
"Что касается звонков, да, я звонил дважды - и Дмитрию Анатольевичу и 7, и 8 числа, и министру обороны. Мы обсуждали эту проблему (в Южной Осетии)", - сказал Путин.
Глава государства не стал отвечать на вопрос, настаивал ли он тогда во время телефонных разговоров на применении военной силы. "Это другой вопрос", - сказал он РИА Новости.
Путин также рассказал, что Генштаб ВС РФ задолго до конфликта в Южной Осетии, в конце 2006 - начале 2007 года, подготовил план действий. "План был, и, по-моему, это не секрет. Именно в рамках этого плана российская сторона и действовала", - заявил глава государства. По его словам, в рамках этого плана проводилась подготовка югоосетинских ополченцев.
Ровно тогда, когда необходимо
В свою очередь Медведев, который в среду прилетел в Цхинвали, заявил, что принял решение об ответном ударе по Грузии в 2008 году в ночь с 7-го на 8-е августа, спустя два с половиной часа после начала активных действий грузинской армией.
"Все решения, которые были тогда приняты, они были приняты ровно тогда, когда это необходимо было сделать", - сказал он журналистам. "Я свое решение принял спустя два с половиной часа после того, как грузинская армия начала активные действия. Не раньше, потому что это было бы неправильно, так как это было решение о применении вооруженных сил Российской Федерации на иностранной территории, подчеркиваю, на иностранной территории. Но и не позже", - подчеркнул премьер.
Он уточнил, что "принял решение о ракетном ударе в 4 часа утра" 8 августа.
"Те, кто говорит иначе, либо не знают, либо сознательно искажают", - отметил он.
Медведев также сообщил, что связался с Путиным 8 августа, чтобы обсудить грузинскую агрессию.
"Но дело даже не в том, кто когда с кем связывался, а в том, в какой момент какие решения надо было принять, - отметил Медведев. - Я уверен, что те решения, которые мною были приняты, об ответном применении силы, в той ситуации, которая тогда сложилась, были приняты ровно в тот момент, когда их необходимо было принять".
"В отношении моих консультаций с коллегами, с министром обороны, с другими коллегами, я уже комментарии давал. Они сводятся к следующему: решения такого рода принимает только один человек, этим человеком был я как верховный главнокомандующий и президент страны", - добавил он.
По словам Медведева, в противном случае Россия не решила бы тех задач, которые должна была решить. "А мы их решили - с минимальными издержками. Если бы эти решения были бы приняты позже, тогда бы ситуация действительно могла бы быть совершенно другой", - подчеркнул он.
Фильм
По словам Медведева, он не услышал в недавно появившемся документальном фильме, посвященном конфликту четырехлетней давности, "ничего сверхъестественного", "за исключением, может быть, некоторых комментариев, которые сделал бывший начальник генерального штаба (Юрий Балуевский), который к моменту начала событий был уже переведен с должности начальника генерального штаба в Совет безопасности".
Балуевский в документальном фильме "Потерянный день войны" сказал, что пока Путин в августе 2008 года не раздал пинки, российская власть пребывала в нерешительности.
"В тот период у него никаких комментариев не возникало, а после того, как он оттуда ушел, у него появилась, видимо, потребность высказаться", - сказал Медведев.
Путин, комментируя накануне слова бывшего начальника Генштаба, заметил, что уровень и характер его отношений с коллегами, а также принимаемых решений не позволяет оперировать такими категориями.