Дастин Хоффман дебютировал в кино в 30-летнем возрасте, до этого он перебивался случайными заработками. Однажды актер заметил: "Я жил ниже официального американского уровня бедности пока мне не исполнился 31". Его первая роль принесла ему $17 тысяч, сейчас же его гонорары измеряются миллионами, а профессиональные интересы давно не ограничиваются лишь актерством. В сентябре прошлого года он заявил о намеренье занять режиссерское кресло.
В Голливуде за Хоффманом закрепилась слава "хамелеона" - актера, перевоплощающегося практически в кого угодно. "Моя жена говорит, что одна вещь, которая отличает меня от большинства людей, это то, что у меня нет гена цензуры", - говорит он. И слава "трудного" актера. О работе с ним нелестно отзывались многие коллеги по цеху.
Хоффман отличается неуемной страстью к изучению предлагаемого характера, полным вживанием в образ, демонстрирует страсть к анализу и менторское желание поделиться своими знаниями с другими. К каждому сценарию он пишет свои заметки о том, как следует интерпретировать его роль, и зачастую они по объему превышают сам сценарий. На подобные обвинения актер отвечает следующей метафорой: "Представьте себе, что лежите на столе нейрохирурга, готовитесь к операции на мозге, и тут врач наклоняется к вам и говорит: "Привет, я ваш оперирующий хирург, не волнуйтесь - я легко отношусь к своей профессии, я не перфекционист".
Сегодня голливудский перфекционист Дастин Хоффман празднует 75-летие. РИА Новости выбрало 10 ролей, доведенных упорством актера до совершенства.
Выпускник (The Graduate), 1967
Персонаж: Бэнджамин Брэддок
Гонорар: $17,000
Награды: BAFTA и "Золотой глобус" в категории лучший новичок и номинация на "Оскар" за лучшую мужскую роль
Создатели фильма видели юного Бэна Брэддока высоким блондином - пробы на эту роль проходил в том числе и Роберт Редфорд, - да и по возрасту 30-летний Хоффман, казалось бы, совсем не подходил на роль 19-летнего юноши.
Робкий выпускник колледжа в исполнении Дастина Хоффмана совершил "революцию" в кино: на смену красавчикам с мужественным подбородком в кадр пришли "парни из соседнего двора".
Некоторые сцены, вошедшие в фильм, были чистой импровизацией. Так, во время первой встречи неопытный Бэнджамин хватает миссис Робинсон за грудь. Обдумывая роль, Хоффман вспомнил о подобном поведении школьников и решил попробовать в фильме. Ни режиссер Майк Николс, ни исполнительница этой роли Энн Бэнкрофт такого поворота не ожидали: в результате Николс начал громко хохотать за кадром, а Хоффман, вместо того, чтобы остановить сцену, отвернулся от камеры к стене и начал биться головой, пытаясь удержаться от смеха. Но, посмотрев результат этого нелепого эксперимента на пленке, Николс решил его оставить.
Дастин Хоффман о роли: "В те дни я общался с Робертом Дюваллем и Джином Хэкменом (актеры вместе снимали жилье в начале своей карьеры – прим. ред.) и мы были уверены, что никогда не будем играть романтические роли. <…> Я даже не хотел пробоваться на эту роль, прочитав сценарий, я решил, что это для кого-то типа Роберта Редфорда. Я никогда не дотягивал до ролей подростков – был недостаточно привлекателен!"
Полуночный ковбой (Midnight Cowboy), 1969
Персонаж: Рико Риццо по прозвищу Рэтсо
Гонорар: $250,000
Награды: номинации на "Оскар" и "Золотой глобус" за лучшую мужскую роль
Следующей громкой ролью Хоффана стал Энрико Риццо по прозвищу Рэтсо ("Крыса") в картине Джона Шлезингера "Полуночный ковбой" 1969 года. Низкобюджетный фильм категории Х ("кино для взрослых") принес Хоффману еще одну номинацию киноакадемии. Сама же лента взяла три статуэтки в категориях: "Лучший режиссер", "Лучший адаптированный сценарий" и "Лучший фильм". Больше такой награды ни один "фильм для взрослых" не удостаивался.
Дастин Хоффман о роли: "Были люди, которые пытались отговорить меня <…> это был шаг назад. Роль второго плана. Ведь главная роль была у Джона Войта. Майк Николс (режиссер "Выпускника" - прим. ред.) даже сказал: "Я дал тебе главную роль, а ты собираешься сделать шаг назад".
От этой роли его не отговаривал, пожалуй, только ленивый. Сейчас же Рэтсо считают одним из наиболее ярких персонажей Хоффмана. Он как обычно весьма серьезно подошел к созданию образа, например, подкладывал себе в ботинок камешки, чтобы правдоподобнее хромать. Некоторые цитаты из фильма "пошли в народ". Так фраза "Я здесь иду!" (I'm walkin' here!), брошенная таксисту, резко затормозившему перед героями, переходящими улицу, по словам Хоффмана, была экспромтом чистой воды.
Дастин Хоффман о съемках: "Полуночный ковбой" был снят на очень небольшие деньги. А за съемку сцены, включающей толпу людей на улице в центре Манхэттена, нужно платить. Таким образом, мы с Джоном Войтом шли в обычной толпе, а камера, снимающая нас, была спрятана в фургоне, припаркованном на другой стороне улицы. Это была украденная сцена. И вот мы снимали очередной дубль и прошли на красный свет, когда таксист чуть не сбил нас. Я хотел крикнуть "Эй, мы тут вообще-то кино снимаем!", но не мог сказать этого на камеру".
Мотылек (Papillon), 1973
Персонаж: Луи Дега
Гонорар: $1,250,000
Награды: нет
"Мотылек" - экранизация одноименного автобиографического романа Анри Шаррьера, повествующего об аресте и последующем побеге автора из колонии во Французской Гвиане. Фильм считается одним из самых дорогостоящих на тот момент проектов (бюджет $12 миллионов) и, тем не менее, прибыльных: кассовые сборы превысили бюджет картины почти в два раза.
В этом buddy movie Хоффман вновь играет роль второго плана – тщедушного очкарика-фальшивомонетчика Дега, напарника Шаррьера (Стив МакКуин) по побегу, и в очередной раз актер демонстрирует виртуозное владение искусством перевоплощения. Работа над ролью стала и физическим испытанием для Хоффмана, он сильно похудел. Кроме того, его герой носит очки с толстыми стеклами, и, чтобы нормально видеть через них, актеру пришлось носить специальные контактные линзы.
Несмотря на то, что МакКуин находится в кадре значительно больше напарника, некоторые критики уверены, что Хоффман временами затмевает его в парных сценах, особенно в сцене побега. Для самого же Хоффмана играть с МакКуином было большой честью.
Дастин Хоффман о фильме: "Мотылек" хорош, это одна из лучших вещей сделанных МакКуином".
Ленни (Lenny), 1974
Персонаж: Ленни Брюс
Доход: неизвестен
Награды: номинации на "Оскар", "Золотой глобус" и BAFTA за лучшую мужскую роль
На роль комика Ленни Брюса Хоффман согласился не сразу. По его словам, он никогда не видел Брюса в реальной жизни и, в общем-то, никогда не был его поклонником. Передумать его заставили несколько факторов. Был внесен ряд изменений в сценарии (Хоффману не понравился первый вариант), к тому же режиссер Боб Фосс лично просил Хоффмана сняться в этом фильме. Актер вспоминал, как на одной из вечеринок Фосс просто сказал ему "Вы должны сделать это". Это подтолкнуло Хоффмана изучать биографию Брюса.
Дастин Хоффман о Ленни Брюсе: "Друзья Брюса рассказывали мне, что Ленни часто делал паузы во время выступления – причем на несколько минут – просто размышлял, стоя на сцене. И вдруг меня осенило, что я сам хотел бы быть именно таким комиком, который может взять паузу, чтобы понять, что интересно зрителю. И мне пришло в голову, что если бы мне довелось его знать, я бы хотел, чтобы мы были друзьями".
Вся президентская рать (All the President's Men), 1976
Персонаж: Карл Бернстейн, репортер Washington Post
Гонорар: неизвестен
Награды: номинация на премию BAFTA
В 1976 году Хоффман сыграл еще одного невыдуманного персонажа в фильме Алана Пакулы "Вся президентская рать". В основу фильма легла книга двух журналистов Washington Post Карла Бернстейна и Боба Вудворда, раскопавших Уотергейтский скандал. Права на экранизацию книги были выкуплены Робертом Редфордом еще в 1974 году, но на то, чтобы адаптировать книгу для киноэкрана, ушло много времени. Было написано несколько вариантов сценария, однако в результате фильм охватывает лишь первые семь месяцев развития Уотергейтского дела (с момента ареста "взломщиков" в штабе демократической партии до второй инаугурации Никсона 20 января 1973 года).
Хоффману досталась роль Карла Бернстейна, а его коллегу Боба Вудворда сыграл Редфорд. Готовясь к фильму, актеры в течение нескольких месяцев посещали офисы Washington Post, присутствовали на пресс-конференциях и редакционных совещаниях.
Дастин Хоффман о фильме: "Обычно в фильме меня по большей части интересует персонаж. В этот раз была целая тема, которая привлекла меня. Я люблю подобные интриги, это как книги Эрика Амблера (английский писатель, один из создателей жанра политического триллера – прим. ред.), но это реальность. Это был своего рода хороший ход после "Ленни". Но этот фильм важен еще и потому, что призван не дать забыть о случившемся при Никсоне. Когда шум утихнет, это может произойти снова".
Марафонец (Marathon Man), 1976
Персонаж: Томас Леви
Гонорар: неизвестен
Награды: номинации на "Золотой глобус" и BAFTA
В том же 1976 году Хоффман вновь снялся в фильме Джона Шлезингера. В "Марафонце" он сыграл студента-историка Томаса Леви, впутавшегося в нацистский заговор во главе с доктором Кристианом Зеллем, в роли которого снялся Лоуренс Оливье. Самой известной сценой фильма стал момент, когда доктор Зелль пытает несчастного студента. Оливье очень переживал во время съемок, боялся случайно ранить Хоффмана, настолько убедительно тот кричал.
"Метод Хоффмана", помогающий ему вживаться в роль, сыграл с ним "злую шутку" на съемках этого фильма. Долгое время ходил анекдот, что актер специально не спал, чтобы правдоподобнее изобразить своего персонажа в аналогичной ситуации, и что Лоуренс Оливье якобы сказал ему: "Почему бы вам не попробовать сыграть это? Так намного проще". Позже Хоффман опровергал эту историю: на самом деле в это время он переживал развод с женой и был подавлен, а две предыдущие ночи перед съемками провел на вечеринках.
По словам Хоффмана, его восхищала выносливость Оливье. Во время съемок в "Марафонце" 69-летний актер уже был серьезно болен, но блестяще играл несмотря ни на что.
Дастин Хоффман о работе с Лоуренсом Оливье: "Например, однажды он сказал мне: "Сегодня за завтраком я видел, как садовник обрезает розы, он делал это с такой любовью. Думаю, именно так мне стоит вас пытать". А потом, когда фильм уже был закончен, он подошел ко мне и сказал, что хочет сделать мне подарок. "Я подарю вам коллекцию Шекспира", - сказал он. Он сел, положил на журнальный столик больную подагрой ногу, которая была в четыре раза больше, чем должна быть. И начал читать мне. Это продолжалось около четырех часов. Боже, как мне жаль, что я не записал этого. <…> Позже во время ужина я спросил его: "Почему актеры становятся актерами?" Он посмотрел на меня, прямо нос к носу (это был один из величайших моментов в моей жизни) и сказал: "Посмотри на меня… посмотри на меня… посмотри на меня…" И у меня просто волосы дыбом встали".
Крамер против Крамера (Kramer vs. Kramer), 1979
Персонаж: Тед Крамер
Гонорар: неизвестен
Награды: "Золотой глобус" и "Оскар" за лучшую мужскую роль, а также номинация на премию BAFTA
Первого "Оскара" Хоффману принесла роль Тэда Крамера, пытающегося при разводе отсудить сына у бывшей жены Джоанны (Мерил Стрип), в драме Роберта Бентона "Крамер против Крамера". Здесь тоже нашлось место для импровизаций в стиле Хоффмана. В сцене встречи Тэда и Джоанны в ресторане, Хоффман швыряет бокал в стену. О том, что он собирается это сделать, актер не сказал никому, кроме оператора, хотя позже утверждал, что намекал Стрип, но она не поняла. Актриса была по-настоящему шокирована этой выходкой, но оставалась в образе, пока режиссер не закричал: "Снято". Зато потом высказала партнеру все, что она думает. Говорят, что после съемок Стрип отзывалась о Хоффмане исключительно в непечатных выражениях - настолько замучил артистку этот "педант" и "перфекционист".
В этом фильме актеру не пришлось играть хромоту или изображать акценты, и, по его словам, эта роль была ему ближе, чем любая другая. В то время он сам, отец маленьких дочерей, был на грани развода. Его родной дочери Дженне было тогда десять, а удочеренной им Карине – тринадцать. В октябре 1980 года он официально развелся с первой женой Энн Бьёрн.
Дастин Хоффман о роли: "Это был первый раз, когда я играл то, что происходило в моей собственной жизни. В какой-то мере я был и соавтором. Например, сцена, где Крамер, придя домой после работы, вновь занимается делами и не слышит, как его жена говорит "Я ухожу от тебя". Этим мужем был я. <…> Я думаю, что в этом фильме я пытался разобраться в себе".
Тутси (Tootsie), 1982
Персонаж: Майкл Дорси/Дороти Майклз
Гонорар: $5,500,000
Награды: "Золотой глобус" и 2 номинации - на "Оскар" и BAFTA
1970-80-е годы были самыми плодотворными в карьере Хоффмана, кроме уже перечисленных фильмов можно выделить его роли в фильмах "Маленький большой человек" и "Соломенные псы" и, конечно, в комедии Сидни Поллака "Тутси", где мастер перевоплощений Хоффман "сменил пол", не изменяя себе. При этом самым сложным, по словам актера, была работа с гримом, преобразить его у гримеров с первого раза не получилось. "Я выглядел как нечто из фильмов Джона Карпентера (режиссер фильмов "Хэллоуин" и "Нечто" - прим. ред.)", - говорил он.
Хоффман называет "Тутси" своей самой автобиографической ролью, сатирой на самого себя и актеров в целом. Образ Дороти Майклз, по словам самого актера, он в чем-то копировал со своей матери Лиллиан. Ей же фильм обязан и названием, как говорил Хоффман в одном из интервью, так мама называла его в детстве.
Дастин Хоффман о роли: "Я не знаю почему, но эта роль была для меня сложной в первую очередь эмоционально. Возможно, это из-за моей матери, с которой я проводил тогда много времени. Она перенесла инсульт и последние полтора года жизни испытывала его последствия. И в то же время я работал над сценарием вместе с Мюрреем Шисгалом и Ларри Гелбартом. Мой брат Рон также говорил, что чувствовал в этом фильме дух нашей матери".
Человек дождя (Rain Man), 1988
Персонаж: Рэймонд Бэббит
Гонорар: $5,800,000 (плюс процент от доходов фильма)
Награды: "Оскар" и "Золотой глобус" за лучшую мужскую роль и номинация на премию BAFTA
Свою вторую награду киноакадемии Хоффман получил за роль аутиста Рэймонда. Готовясь к этому фильму, он около года общался с человеком, страдающим аутизмом, и его семьей, чтобы понять, как строятся их отношения. Помог ему и опыт работы в психиатрической клинике, который он приобрел в начале карьеры. Подобную подготовку прошел и Том Круз, сыгравший Чарли, брата Рэймонда. Съемки проходили довольно сложно, и актеры постоянно сомневались в успехе. По слухам, между собой они даже называли фильм "Два придурка в автомобиле".
Тем не менее, "Человек дождя" стал одной из самых успешных работ обоих актеров и собрал внушительную кассу (в целом более $300 миллионов). Как позже говорил Хоффман в одном из интервью, изучая аутизм и общаясь со специалистами в этой области, он пришел к выводу, что люди похожи в одном: "Большинству из нас легко расточать похвалы, иногда чрезмерные. Но труднее всего - похвалу принимать. В этот момент мы все становимся аутистами. <…> Мы жаждем похвалы больше чем чего-либо, но как только ее получаем – страдаем".
Дастин Хоффман о фильме: "Я всегда смотрел на "Человека дождя" как на комедию. Вот парень, которым нельзя управлять. Если на улице дождь, он не выйдет из дому. И если ваш брат приезжает и похищает вас, не факт, что он сможет сдвинуть вас с места хотя бы на дюйм. Разве это не забавно?"
Плутовство (Wag the Dog), 1997
Персонаж: кинопродюсер Стэнли Мотсс
Гонорар: неизвестен, но Хоффман и Де Ниро отказались от аванса за съемки
Награды: номинации на "Оскар" и "Золотой глобус"
Последнюю на данный момент номинацию на "Оскар" Дастину Хоффману принес фильм "Хвост виляет собакой" или, как чаще переводят его на русский, "Плутовство".
"Вилять собакой" (дословный перевод оригинального названия фильма - Wag the Dog) - термин американских политтехнологов, который обозначает способ замять один скандал, искусственно создав другой, достаточно яркий, чтобы отвлечь на себя внимание. Хоффман играет как раз такого приглашенного специалиста, которому поручают "спродюссировать" поддельную войну, чтобы отвлечь прессу от разразившегося накануне выборов сексуального скандала с участием президента. Фильм оказался в некотором роде пророческим: во время съемок выплыли подробности отношений тогдашнего президента США Билла Клинтона и Моники Левински.
Дастин Хоффман о фильме: "Мы (съемочная группа – прим. ред.) впервые собрались вместе, чтобы прочитать сценарий, и Барри (Левинсон, режиссер – прим. ред.) сказал: "Это фильм, управляемый диалогами. Почувствуйте слова и следуйте за ними". Что мы собственно и сделали".
Подготовила Наталья Попова