Каждый пятый россиянин признается, что ему сложно включиться в работу сразу после отпуска, при этом 5% работодателей были вынуждены уволить сотрудников, которые не смогли справиться с постотпускной хандрой, свидетельствуют результаты опроса компании HeadHunter, подготовленного по заказу РИА Новости.
Согласно полученным данным, около 20% россиян отмечают, что им тяжело настроиться на рабочий лад после отпуска, потому что возникают трудности с переходом на более жесткий распорядок дня. Еще 12% опрошенных считают, что их постотпускная хандра связана с тем, что они занимаются нелюбимым делом. Однако подавляющее большинство россиян без проблем возвращаются к рабочим будням. Так, у 26% респондентов работа не позволяет расслабляться даже во время отпуска, еще 42% россиян просто легко адаптируются к любым условиям.
Около 54% представителей российских компаний в ходе опроса, который проводился с 3 по 7 августа среди 1,5 тысячи человек, отметили, что замечали спад производительности у сотрудников после отпуска. При этом 57% опрошенных руководителей сказали, что требуют моментального включения подчиненных в работу.
Большинству работников хватает всего нескольких часов для того, чтобы втянуться в работу (34%), еще 30% адаптируются уже на следующий день. Но у 11% россиян процесс возвращения к профессиональной деятельности может затянуться на неделю.
При этом 46% респондентов отметили, что отпуск, наоборот, придал им сил и идей для карьерного роста.
Жажда увольнения
Интересно, что более трети россиян захотели уволиться после возвращения из отпуска. Так, 26% респондентов решили сменить работу по ряду личных причин: разочаровались в сфере деятельности или в коллективе, переосмыслили жизненные ценности и так далее. Около 2% столкнулись с тем, что их обязанности передали другому сотруднику, поэтому им пришлось уволиться. Еще 7% опрошенных во время отпуска нашли другую работу.
"Обычно человек уже успел приспособиться к тем факторам, которые его не устраивают в работе, и смирился с ними. А во время отпуска все эти защитные механизмы становятся неактуальными. И когда человек возвращается в те же обстоятельства, которые не изменились, то реакция на них уже новая", - пояснил РИА Новости практикующий психолог Илья Шабшин.
Эксперт советует в таком случае не пытаться вновь приспособиться, а принимать более радикальные меры. Но не стоит сразу увольняться, можно перевестись в другой отдел, поговорить с руководством о повышении в должности и росте зарплаты, заняться повышением квалификации и так далее.
Поиск бонусов
По словам старшего научного сотрудника Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ психотерапевта Виталины Буровой, когда работа для человека, как говорил Генри Форд, является высокооплачиваемым хобби, проблем после отпуска возникнуть не должно. Тем не менее, по ее мнению, если работа сама по себе не приносит человеку удовольствие, можно найти в ней ряд положительных бонусов для самомотивации: это может быть материальное вознаграждение, уважение других людей, власть и так далее.
"Надо мотивировать себя к работе после отпуска какими-то приятностями. Например, делать небольшие перерывы после выполнения определенного участка работы. Выпить чай с коллегой, позвонить человеку, беседа с которым скрасит вам жизнь, заняться фитнесом в обеденный перерыв или, если здоровье и фигура позволяют, съесть что-то вкусное", - отметила врач.
Настрой на рабочий лад
По словам руководителя проектов кадрового агентства "Русский персонал" Дмитрия Горского, многие сотрудники действительно после отпуска со скрипом включаются в работу, так как не оставляют себе времени на домашнюю подготовку к выходу на работу, а возвращаются с курорта или дачи непосредственно перед первым рабочим днем.
Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев подчеркнул, что, как правило, психофизиологическая адаптация работника после отпуска длится не более 3-5 дней. По его мнению, включиться в рабочий процесс без депрессий и повышенной утомляемости позволит разумное распределение должностных обязанностей. "Если работник первые 2-3 дня не окунается в дела с головой, а работает в расслабленном ритме, то уже к концу недели он войдет в привычную рабочую колею", - отмечает Лебедев.
Постотпусные страхи, или Кого винить в том, что отпуск не удался
Он также посоветовал отпускникам посвятить первые рабочие дни решению простых задач, которые можно быстро выполнить и увидеть результат труда. "Для вышедшего из отпуска человека важно снова осознать, что проблемы решаемы, что его работа приносит результат. Тогда через пару дней человек органично подойдет к решению более сложных дел, требующих длительного решения", - уверен эксперт.
Психолог Шабшин также советует в первые дни после отдыха не пытаться взять на себя всю ту нагрузку, которая была привычной до отпуска. "Желательно не подписывать судьбоносные документы, так как в область памяти и внимания человека после отпуска многие аспекты и детали пока еще не вернулись", - добавил он.
Психолог также не рекомендует проводить серьезные переговоры, так как можно упустить забытые во время отпуска детали, от которых зависит успех встречи. Как правило, это личная информация о деловом партнере, напрямую не имеющая отношения к делу. "Например, в переговорах с вашими партнерами участвует женщина, у которой есть внучка. И успехом эти переговоры не закончатся, если вы не поинтересуетесь, как здоровье ее внучки и как проходят ее занятия танцами", - пояснил он.
Внимание руководства
Лебедев рекомендует руководителям не требовать от работников моментального включения в рабочий процесс после отпуска. "Жесткий график, смена климата, как это часто бывает, рутинные домашние дела введут в депрессию кого угодно. Поэтому обязательно нужно давать время на адаптацию, иначе сотрудник может выбыть из строя еще недели на две-три", - уверен он.
"Грамотный руководитель в этот период поддерживает сотрудника, помогает ему быстрее войти в рабочий процесс. Если с сотрудником в первые дни после отпуска начать конфликтовать, то это только затянет его реальный выход из отпуска", - добавил Лебедев.
Кроме того, по мнению Горского, на адаптации отпускника положительно скажется личная заинтересованность начальника в работнике. "Руководитель должен обязательно встретиться с отпускником в первый рабочий день, поинтересоваться впечатлениями от отдыха. Важно отметить, как не хватало коллективу такого ценного работника, намекнуть, что руководитель на него рассчитывает и обсудить с ним план работы на ближайшую перспективу", - сказал эксперт.
При этом психолог Шабшин пояснил, что вернувшийся из отпуска сотрудник может предложить свежие, креативные идеи для компании. "В возвращении из отпуска есть один бонус - в голову могут придти творческие мысли. Вы посмотрите на привычные вещи уже другим, свежим взглядом. Спустя месяц-два после отпуска вновь погрузитесь в рутину. А именно сразу после отдыха может родиться совершенно необычное, красивое решение для работы", - подчеркнул он.