Индира Валеева, молодежная редакция РИА Новости.
Одна из тем фестиваль стрит-арта MOST (Moscow Street Art Festival), который откроется в понедельник в Москве, – взаимодействие городской среды и искусства. Организаторы фестиваля утверждают, что со временем уличное искусство меняется, превращаясь из бессмысленного вандализма в способ улучшения городской среды.
Здесь был Вася
Существует масса граффитчиков, смысл творчества которых сводится исключительно к тому, чтобы пометить территорию. Правда, они называют это "тэгнуть" или "бомбить". "Тэг" – это никнейм граффитчика или название команды, чаще всего англоязычное, написанное маркером или нарисованное баллончиком. "Бомбить" – оставлять "тэги" нелегально, в запрещенных местах.
"Граффити появилось с того, что один парень стал писать свое имя у себя в районе. Потом он переместился в другие районы. Потом стал писать на поездах, чтобы передать привет другим людям. Такие надписи – то, что мы сейчас наблюдаем на городских стенах в большинстве случаев", – говорит Анна Нистратова, куратор дизайн-завода "Флакон", на котором состоится открытие фестиваля стрит-арта MOST.
Чаще всего, из-за боязни быть замеченными, граффитчики рисуют свои "тэги" максимально быстро. Так появляются раздражающие каракули в лифтах, подъездах, дворах и на фасадах исторических зданий.
"Но начинают появляться художники, которые понимают, что уличное искусство можно использовать не только как средство собственного прославления, но и как способ творческого высказывания. И вообще, главный посыл тех художников, которые серьезно занимаются стрит-артом, – улучшить то место, где они работают, а не наоборот".
Нападай-защищайся
Автор серии книг о российском стрит-арте, уличный художник, куратор и граффити-критик Игорь Поносов считает, что стрит-арт должен быть социальным. Поднимая острые социальные темы, художник может легко найти понимание и отклик у зрителей, на что и должно быть направлено настоящее уличное искусство.
"Я с 2005 по 2010 год выпускал книжки про стрит-арт, в которых пытался вычленить интересных российских авторов. А в 2010 году я разочаровался в этом движении и даже написал, что стрит-арт умер. Мне казалось, что все, что у нас создается, очень однообразно и основано на копировании западных художников, – рассказывает Игорь. – Но сейчас я стал замечать, что у нас сформировалось несколько аутентичных художников, которые принесли что-то свое. Это, например, Тимофей Радя из Екатеринбурга".
Тимофей Радя делает масштабные работы, в которых обычно большое значение имеет текст. Он закончил философский факультет Уральского государственного университета, и во многих его работах можно проследить рассуждения про мироустройство и различные словесные игры, талантливо встроенные в городское пространство.
Например, художник вместе со своей командой разместил буквы на архитектурных деталях типового советского дома так, что если смотреть на дом с одной стороны, то читается: "Нападай", а если посмотреть с другого угла – "Защищайся". Подобный проект Радя сделал со словами "Вера" и "Ложь", причем так, что слово "Ложь" можно увидеть из окон здания суда.
Одна из работ Тимофея была номинирована на всероссийскую премию современного искусства "Инновация". Проект назывался "Вечный огонь" – художник наносил контуры рисунков на холсты с масляной основой и поджигал их, так что контуры обгорали, и на холстах проступали портреты героев Великой отечественной войны. Возле каждого портрета была информация о герое и слова благодарности.
"Мысль крутая, а выразить нечем"
Лучший способ обратить внимание людей на свои мысли и идеи в городе, переполненном рекламой и бессмысленными граффити и тэгами, – это создать что-то непривычное, выходящее за рамки шаблонов. Например, художник Кирилл Кто когда-то сам занимался граффити, а теперь он обводит тэги в аккуратные рамочки и оставляет ироничные подписи: "Настоящее искусство анонимно, значит надо писать свое имя".
Больше десяти лет назад Кирилл Кто основал одну из самых известных граффити-команды "Зачем", которая оставляет свое название во всевозможных местах города. Но со временем Кириллу стало скучно изо дня в день писать одно и то же слово, и он ушел из своей команды, став самостоятельным художником. Его работы можно назвать чем-то вроде уличной поэзии. Он оставляет на стенах заметки, построенные на игре слов:
"Можно оставаться НИКТО (и звать никак) и не осознавать этого, но вредно питать иллюзии, что ты – КОЕ-КТО, когда это совсем НЕ ТАК".
Художник Игорь Поносов тоже работает в жанре уличных заметок. Игорь не рисует на стенах и заборах, а пишет на них заметки о том, что там могло бы быть написано или нарисовано. Например: "надпись в стиле граффити", или "высказывание в адрес правительства", или "парадоксальное сочетание форм".
"Я вдохновился идеями концептуалистов о том, что не обязательно создавать какую-то работу, можно описать ее концепцию, а зритель домыслит ее у себя в голове, рассказывает Игорь. – Наверное, это такой способ коммуникации со зрителем. До этого у меня были серии пиксельных рисунков, геометрических фигур, но постепенно я подумал, что было бы интересно полностью уйти от образов".
В Санкт-Петербурге в 2009 году тоже стали появляться лаконичные надписи взамен граффити. Дизайнер под псевдонимом agon_noga клеил по городу стикеры размером примерно метр на метр, потом люди фотографировали эти стикеры с надписями, и они очень быстро расходились в интернете. Надписи были краткими, проникновенными и, казалось, обращались к каждому: "Получается мы оба здесь были", "Ну вот нашел ты смысл жизни и чего", "Занимайся своим делом", "Попробуй начать со слова привет", "Ну ты сам себе хозяин" (авторская пунктуация сохранена).
Возможно, широкую известность питерский дизайнер заслужил тем, что писал о наболевшем, мимо чего люди просто не могли пройти, не сфотографировав на память: "Взял сорвался и бывшей позвонил", "Я права а ты заткнись", "Ты знаешь она знает а толку то", "Дружили с детства а потом переспали", "Мы вам обязательно перезвоним", "Мысль крутая а выразить нечем".
Игорь Поносов считает, что жанр социальных заметок на стенах города гораздо более перспективен, чем традиционное граффити. "Многие говорят, что нашу среду надо насыщать изобразительным творчеством, но я считаю, что наша среда и так перенасыщена рекламными образами, эклектичной архитектурой. Когда ты встречаешь граффити и рисунки на стенах, ты их не воспринимаешь, они просто сливаются с рекламой, ничем от нее, по сути, не отличаясь. Есть мнение о том, что надо насыщать спальные районы, но я считаю, что и к этому надо подходить очень осторожно. Надо понимать, нужно ли это людям в спальных районах, и что им нужно вообще".
Поэтика малых действий
Оказывается, общественно-полезное действие вроде посадки деревьев, ремонта скамейки или закладывания трещины в асфальте тоже может быть искусством. В том случае, если оно делается не за деньги и является не самоцелью, а способом привлечения внимания к проблеме. Если художник берет в руки банку с белой краской и идет рисовать зебру через улицу в том месте, где пешеходы постоянно перебегают дорогу нелегально, то это, по мнению стритартщиков, уже можно расценить как художественный акт.
"Совместно с художником Мейком мы организовали проект "Партизанинг", – рассказывает Игорь Поносов. – В этом проекте мы используем принципы стрит-арта – совершение нелегальных, несанкционированных действий, – но не в пользу художественных высказываний, а ради улучшения города, а также для вовлечения горожан в общение".
В рамках "Партизанинга" художники создали несколько новых пешеходных переходов с зеброй и необходимыми дорожными знаками, сделали велосипедную разметку на Маросейке и поставили самодельные скамейки в четырех местах города.
Многие действия, которыми занимаются участники "Партизанинга", являются административными правонарушениями. Например, во второй части статьи 12.21 Кодекса РФ об административных нарушениях сказано, что установка дорожных знаков и указателей в пределах придорожной полосы автомобильной дороги без согласования с дорожными органами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной полутора тысяч рублей.
"Конечно, мы понимаем, что наши действия во многом не санкционированы и нелегальны, и могут быть расценены как правонарушение, но мы считаем, что делаем все верно, поэтому угрызений совести нет. Штраф мы ни разу не платили, потому что действуем максимально осторожно. Да и при необходимости можем заговорить муниципальные службы. Горожане наша основная аудитория, и нам важно донести свои идеи, а не откупаться", – говорит Игорь.
Получается, что правонарушения являются неотъемлемой составляющей уличного искусства. Если стрит-арт станет законопослушным, то он потеряет свой протестный и остросоциальный смысл.
"Это социальные акции, при помощи которых мы обращаем внимание на проблему и показываем, как ее можно решить, – говорит Игорь. – Это символическое улучшение окружающей среды. Мы понимаем, что в огромном мегаполисе 6-7 лавочек сами по себе ничего не изменят, но своими действиями мы показываем, что в городе чего-то не хватает. Мы как бы говорим властям: "Посмотрите, до чего вы довели горожан, если они уже сами начали решать городские проблемы".
Существует ряд западных художников, которые демонстрируют в своих акциях "поэтику малого действия". Так, французский автор Дидье Курбо уже более десяти лет создает серию работ "needs" (нужды). Это мостики из дощечек над лужами для удобства пешеходов, цветы в кадках, которые он развешивает в городе, и скворечники в центре Парижа.
Возможно, в случае с российскими городами такое искусство было бы особенно полезным – вместо того, чтобы жаловаться на нерадивость городских служб, горожане могли бы сами делать окружающую среду лучше. Только стоит помнить, что инициатива наказуема, и желание сделать город более комфортным может обернуться штрафом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции