Автор: Елена Косова
Под носом у жандармов эта подпольная типография действовала больше года. Ее окружали Бутырская тюрьма, полицейский участок, винокуренный завод с его мощной военизированной охраной, а практически под окнами находился пост городового. Предположить, что кому-то в таких условиях придет в голову печатать запрещенные газеты и агитационные листовки, трудно. Однако именно такое окружение опытные подпольщики и использовали как еще один элемент конспирации...
"Нежные фрукты с Кавказа" подпольщики закупали в Москве на Тишинском рынке
Решение о создании этой типографии было принято в апреле 1905 года на третьем съезде РСДРП. Куратором назначили одного из лидеров партии, Леонида Красина, а непосредственным организатором - известного подпольщика Трифона Енукидзе.
"Именно они и решили, что дом, принадлежащий купцу Колупаеву на Лесной улице, вблизи "Грузинской слободы" и в кольце учреждений с жандармами и полицейскими, - самый подходящий вариант, - рассказывает научный сотрудник музея "Подпольная типография 1905-1906 годов" Александр Ермаков. - Выбор кавказских товарищей в качестве сотрудников типографии также не случаен, у них в этом деле имелся большой опыт".
Дом купца второй гильдии Кузьмы Колупаева находился тогда по адресу улица Лесная, 63 (ныне 55). Сам купец проживал на верхнем этаже, а нижний, состоящий из нескольких комнат, он и согласился сдать в аренду под магазинчик, хозяин которого собирался торговать в столице нежными кавказскими фруктами. Вот только закупались они в Москве, на Тишинском рынке.
Впрочем, вывеска "Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе" и сегодня вводит в заблуждение прохожих, оказавшихся на Лесной улице.
"Мириан Каландадзе - это профессиональный революционер, но в руки полиции он никогда не попадался, в тюрьмах не сидел, ссылки не отбывал, - рассказывает Александр Ермаков. - У него от Ланчхутской сельской управы имелось свидетельство о благонадежности, а потому на его имя и был оформлен магазин. Правда, в целях конспирации сам Каландадзе здесь никогда не появлялся. По "легенде" он все хозяйственные дела передал управляющему".
"Вихри враждебные", мнимый управляющий и "американка"
Мнимый управляющий, рабочий из Батуми Силован Кобидзе, проживал с женой и пятимесячной дочкой в комнате, прилегающей к торговой лавке. Роль грузчиков "исполняли" опытные конспираторы и наборщики, Георгий Стуруа и Сильвестр Тодрия.
"Печатный станок - "американка"- находился и до сих пор находится в подвале дома. Но тогда в подполе было темно, сыро, а там где работал этот громоздкий, тщательно закамуфлированный ножной станок, еще и тесно. В помещении могли находиться только два человека", - говорит Александр Ермаков.
Но и на двоих кислорода едва хватало. Работать получалось не более часа: сигналом к тому, что время заканчивается, была гаснущая свеча. По ней печатники и понимали - пора на поверхность.
В стенах подпольной типографии печатали запрещенную тогда газету "Рабочий ". Для нее, кстати, писали и Горький, и сам вождь мирового пролетариата Ленин.
Здесь были изданы первый номер газеты "Известия Московского Совета рабочих депутатов", первый номер газеты "Партийные известия" и листовки к декабрьскому вооруженному восстанию 1905 года.
"Текст газет и листовок был написан примитивным, может быть, грубоватым, но главное - доступным для простого рабочего языком. Излагалась общая ситуация в стране, серьезно критиковалась власть, в частности, политика Николая II", - рассказывает Александр Ермаков.
Магазин имел хорошую репутацию в округе, товар был отменный, полицейских и жандармов, заглядывающих сюда, управляющий всегда встречал как дорогих гостей. Он угощал их фруктами, наливал вино, приглашал "откушать чаю-с".
Но "вихри враждебные" тогда уже веяли над Россией: в народных массах все отчетливее улавливались революционные настроения. То там, то тут рабочие бастовали, на заводах и фабриках все активнее создавались стачечные комитеты, а потому обыски в лавке все же случались.
Розовый куст, Труба и рубель
На случай обыска в лавке-типографии была разработана целая система конспиративных сигналов.
Если в магазине находились "чужие", то к центру окна сдвигали обычно стоявший в углу розовый куст. "Свои", находившиеся в это время по ту сторону окна, т.е. на улице, понимали - пока лучше магазин обойти стороной.
Самих же печатников о том, что нагрянули незваные гости, предупреждала условленными звуками служанка - она начинала гладить белье рубелем.
"Рубель - это небольшая деревянная доска с поперечными желобками. Даже в начале ХХ века в России ее по-прежнему использовали при глажке белья, - объясняет Александр Ермаков. - Делалось это так: еще мокрую одежду или ткань накручивали на скалку, а потом, придерживая одной рукой, катали по ней рубелем".
Звук при этом выходил очень громкий, ни с каким другим его нельзя было спутать. А поскольку "американка" находилась практически под тумбочкой, на которой гладила служанка, то печатники улавливали еще и вибрацию.
Служанка, разумеется, тоже не была случайным человеком. Мария Икрянистова - партийная кличка Труба - состояла в рядах РСДРП. Кстати, она же передавала газеты и листовки связным, когда гуляла с хозяйской дочкой.
Вывозили типографскую продукцию, кроме прочего, еще и на дне ящиков, в которые укладывали фрукты для мнимых заказчиков.
Экскурсии в музее по большим революционным праздникам проводила бывшая "служанка"
Типография работала без сбоев, но все же Центральный Комитет РСДРП принял решение о закрытии этого "печатного подполья". Большевики ориентировались на политическую ситуацию в стране.
17 октября 1905 года император Николай II подписал документ под названием "Манифест об усовершенствовании государственного порядка", котором был пункт и о "свободе слова".
"Появилась возможность легальной печати, так что к лету 1906 года типографию свернули. Пройдет восемнадцать лет, и при участии самих бывших подпольщиков в доме купца Колупаева создадут музей. Интересно, что экскурсии в нем по большим революционным праздникам долгие годы будет проводить бывшая "служанка" - награжденная двумя Орденами Ленина, персональный пенсионер СССР Мария Икрянистова", - говорит Александр Ермаков.
Под носом у жандармов нелегальная типография просуществовала год, но так и не была раскрыта. Зато сегодня ее может увидеть любой, кто решит посетить уникальный московский музей на улице Лесная, 55.