Российская аспирантура в кризисе: все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации "на заказ" стали обычным делом. Изменились и функции степени кандидата наук: все чаще "защищаются" люди, не собирающиеся заниматься наукой. О ситуации рассуждает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак.
- Дмитрий Петрович, как изменилась аспирантура за последние 20 лет и что вы думаете об изменениях?
- Ключевое изменение в том, что аспирантура все больше превращается в еще один (высший) уровень образования. В советское время главным делом аспиранта было именно написание диссертации, все прочее играло вспомогательную роль: кандидатские экзамены, педпрактика приходились на первый год обучения, два следующих были посвящены общению с научным руководителем и исследовательской работе в архиве, библиотеке, лаборатории.
Сейчас в аспирантуре все больше учебных занятий, требующих посещения, аспиранты учатся не только на протяжении первого года. Это значит, что на подготовку диссертации остается попросту меньше времени. А если еще учесть, что нынешний аспирант, как правило, работает, иногда - содержит семью, то причины для снижения уровня работ аспирантов - налицо, даже помимо плагиата и прочего криминала.
Я думаю, что учебные занятия в аспирантуре уместны, только если они индивидуализированы и непосредственно работают на кандидатскую диссертацию аспиранта. Ведь мы уже вложили ресурс в обучение бакалавра, магистра, а для аспиранта главная задача - создать самостоятельный научный продукт.
- А с чем связано изменение роли аспирантуры?
- Это последствие попыток сближения различных систем высшего образования, причем речь идет не только о так называемом "Болонском процессе", но и о сопоставлении европейской ("континентальной") и англо-американской ("атлантической") образовательных систем.
Реформируя аспирантуру, нельзя заимствовать только некоторые характеристики другой образовательной системы и в то же время надеяться, что они органически приживутся на нашей почве, не приведут к эклектике. Да, в американском "постдоке" главную роль играет именно обучение, но оно устроено принципиально иначе, это скорее узкотематические семинары научных руководителей.
Впрочем, и бакалавров за океаном готовят иначе. У нас поточные лекции читают профессора и доценты, а семинары доверяют ассистентам, там все обстоит почти наоборот, то есть индивидуализация обучения идет с самого начала, конечно, в ущерб "фундаментальности"...
- Как будет меняться аспирантура в ближайшее время?
- Давать какие-либо прогнозы сложно, но мне кажется, аспирантура и магистратура все больше дублируют друг друга. Магистранты тоже пишут диссертацию, ее отличие от кандидатской пока четко не зафиксировано. При этом статус кандидата наук на глазах меняется.
В советское время он воспринимался как ученый, преподаватель вуза, сейчас кандидат наук - это еще и "профессионал высшей категории", способный не только работать в чужих проектах, но и вести свои.
Востребованность ученых степеней в среде чиновников - реальность сегодняшнего дня. С ней невозможно просто "бороться", надо дифференцировать требования к "остепененным" следователям и "руководителям". Кстати, и американская степень PhD (доктор философии) устроена так, что среди ее обладателей "философов" почти нет, это задает предельно широкие рамки для функционирования ученой степени.
- Как наличие двух нынешних научных степеней влияет на ситуацию с аспирантурой?
- Две нынешние научные степени осложняют и без того эклектичный ландшафт нашего высшего образования. Сейчас получается, что у нас четыре ступени превращения человека в профессионала высшей квалификации: бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор. В большинстве стран их три (в разных конфигурациях). Вместе с тем, степень кандидата наук трудно просто "отменить", она заслужила определенное признание. Кандидатскую степень не стоит конвертировать ни в какую другую - остались же в силе звания народного и заслуженного артиста несуществующей страны СССР!
- Сейчас многие аспиранты вынуждены работать. Какие меры стоит предпринять, чтобы дать им возможность учиться?
- Просто увеличить стипендию всем аспирантам бессмысленно, все равно до прожиточного минимума она вряд ли дотянет. Кстати, и доля аспирантов, защитившихся в срок, печально мала: среди аспирантов предостаточно тех, кто поступает только ради отсрочки от армии или для решения каких-то своих проблем.
Однако следовало бы выделить среди аспирантов тех, кто действительно готов заниматься наукой, и поощрить их на конкурсной основе, скажем, начиная со второго года обучения. Мы в РГГУ именно так и пытаемся поступать, правда, в вынужденно ограниченных масштабах. Наряду с действующими федеральными целевыми программами, конкурсами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда - нужны новые масштабные федеральные проекты поддержки талантливых молодых аспирантов.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости