Наталия Григорьева
В первую неделю августа в российский прокат выходит комедия "Третий лишний" (Ted). Для режиссера Сета МакФарлейна, автора мультсериала "Гриффины" (Family Guy) и соавтора еще десятка сатирических анимационных проектов, этот фильм – дебют в полнометражном игровом кино. Впрочем, и здесь главная роль досталась – нет, не Марку Уолбергу или Миле Кунис – в каком-то смысле нарисованному персонажу, ожившему плюшевому медведю.
У маленького мальчика Джона совсем не было друзей. И тогда родители подарили ему на Рождество большую мягкую игрушку, медведя, которого ребенок назвал Тедом и полюбил всем сердцем. Весь день Джон играл с новым другом, а перед сном пожелал, чтобы тот ожил – все-таки игрушка есть игрушка, с ней не поговоришь и не сыграешь в прятки. Голос за кадром сообщает, что "в мире нет ничего сильнее желания, загаданного маленьким мальчиком", после чего мгновенно сбивается с этой приторно-сказочной ноты, добавляя "кроме вертолета "Апач".
Однако, несмотря на превосходство летательного аппарата, медведь чудесным образом оживает, а картина окончательно перестает быть семейной мелодрамой. Мальчик Джон вырастает в 35-летнего мужчину в исполнении Марка Уолберга. Он работает в компании по аренде автомобилей, много пьет, курит и, что самое главное, до сих пор дружит с Тедом. Последний за это время успел переболеть звездной болезнью, научиться отменно сквернословить и заказывать "девочек по вызову". И жить бы друзьям детства душа в душу, если бы не семейные обстоятельства в виде девушки Джона, Лори (Кунис), которая не готова мириться с тем, что ее потенциальный супруг все еще пугается звука грома и сбегает с работы попить пива с говорящим плюшевым медведем. Выбор за Джоном.
В большое кино Сет МакФарлейн пришел не один: соавторами сценария к "Третьему лишнему" стали Алек Салкин и Валлесли Вайлд, работавшие с режиссером над его мультсериалами. Кроме того, главная женская роль неслучайно досталась Миле Кунис – именно ее голосом не первый год говорит Мэг Гриффин. И в таком контексте вполне закономерно, что Сет МакФарлейн сотоварищи начали с комедии. Ну, куда еще податься людям, придумавшему Питера Гриффина и его семейку – Симпсонов XXI века. Но, как и в ситуации с мультсериалом, который (при всей схожести) отличается от тех же "Симпсонов" зашкаливающим градусом цинизма и неполиткорректности, "Третий лишний" хоть и вписывается в рамки новой американской комедии – благодаря хотя бы шуткам ниже пояса и сентиментальному хэппи-энду, - тем не менее является чем-то, если не большим, то иным.
Сету МакФарлейну вообще, кажется, позволено все: несмотря на внушительное количество исков с требованием запрета показа "Гриффинов", мультсериал по-прежнему остается одним из самых успешных и рейтинговых в США. "Третий лишний" катится по тем же рельсам, начиная с антисемитской ремарки на 2-ой минуте и заканчивая человеческими экскрементами на ковре. В промежутке герои, в основном Тед, который в оригинале говорит голосом самого МакФарлейна, отпускает непечатные шутки на тему женщин, религии, гомосексуализма, педофилии и 11 сентября. Тем временем кассовые сборы картины с бюджетом в $50 млн за месяц мирового проката превысили $230 млн.
Очевидно, что история о Джоне, который застрял между детством и взрослой жизнью и мечется между серьезно настроенной подружкой и легкомысленным лучшим другом, - своего рода "подушка безопасности". Чтобы попасть на большой экран и с него называть вещи своими именами, нужно добавить романтики, мелодрамы, подавить, так сказать, слезу. Подсластив пилюлю, можно с чистой совестью взывать к самому низменному в зрителях, превращая в смешное то, о чем в приличном обществе не то, что не шутят, а не говорят вовсе. Не говорят, но думают. Так что цинизм, как это ни парадоксально, самое искреннее, что есть в этом фильме.