ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королёв, Московская область), 1 авг - РИА Новости. Ракета-носитель "Союз-У" стартовала с Байконура, выводимый на ней космический грузовик "Прогресс М-16М" за рекордно короткое время - шесть часов вместо обычных двух суток - попробует доставить грузы на Международную космическую станцию (МКС), сообщил РИА Новости представитель Центра управления полетами (ЦУП).
"Старт состоялся в расчетное время - 23.35 мск. Стыковка корабля со станцией назначена на 5.24 мск в автоматическом режиме на четвертом витке вокруг Земли. Таким образом, впервые в истории эксплуатации МКС планируется провести полет грузовика "Прогресс М-16М" по шестичасовой схеме: обычно "Прогрессы" летят к МКС двое, а то и трое суток", - сказал собеседник агентства.
Как ожидается, "Прогресс М-16М" уже ранним утром 2 августа привезет на МКС компоненты топлива, кислород, оборудование для научных экспериментов, средства медицинского обеспечения, продукты питания и воду, а также посылки для экипажа МКС - всего более 2,5 тонны грузов.
Отделение грузового корабля от ракеты-носителя намечено в 23.44 мск.
Как сообщил ранее РИА Новости эксперт в ракетно-космической отрасли, в случае успеха испытаний с применением грузовиков серии "Прогресс", предложение о доставке космонавтов и туристов на МКС за шесть часов вместо обычных двух суток планируется подать в Роскосмос.
"В пилотируемой космонавтике всегда так: сначала многократно обкатываем все технологии на космических грузовиках. Если сегодняшний шестичасовой испытательный полет "Прогресса М-16М" пройдет успешно и схема себя оправдает, после ряда тестов ее возможно будет использовать и для многократного ускорения доставки на МКС экипажей космонавтов на пилотируемых "Союзах", - заявил собеседник агентства.
По его словам, в настоящее время при полете к станции по двухсуточной, а иногда и по трехсуточной схеме космонавты сильно устают физически.
"Связано это, прежде всего, с тем, что конструктивные особенности "Союзов", изначально создаваемых для покорения космоса, не предусматривают обогрева жилого отсека до комфортной температуры, а также для обеспечения экипажа полноценным горячим питанием. Именно поэтому по прилете на станцию космонавтов сразу угощают горячим чаем. Кроме того, в случае "шестичасового броска" экипажу придется значительно меньше жить в условиях "очень малогабаритной квартиры", коей, по сути, является "Союз". Кроме того, не секрет, что за двое суток полета космонавты полноценными научными экспериментами заниматься не могут, поэтому даже с практической точки зрения выгоднее доставлять их на МКС быстрее", - пояснил собеседник агентства.
Отвечая на вопрос, почему полеты за шесть часов при очевидных выгодах не применялись раньше, собеседник агентства сказал: "Были в советское время такие опыты. И за один виток стыковались, и через сутки стыковались. По разным причинам этот порядок в свое время не прижился, поэтому за основу была взята двухсуточная схема полета".
Поясняя, почему ранее шестичасовая схема не прижилась, в частности, на МКС, эксперт рассказал, что для стыковки со станцией должны были сложиться определенные баллистические условия.
"Что такое стыковка? Это, по сути, попадание в высокоскоростную мишень с высокой точностью. Чтобы это гарантированно и безопасно произошло, МКС должна находиться на нужной высоте орбиты в благоприятном с точки зрения баллистики фазовом угле относительно точки старта. Если этот угол мал, в станцию, грубо говоря, очень трудно попасть. До недавних пор МКС летала на средних орбитах из-за требований NASA по безопасности пристыковки американских шаттлов. Теперь, когда американские челноки "отправлены на пенсию", появилась возможность увеличить среднюю высоту полета станции с 350 примерно до 400 километров, что благоприятно сказалось на возможности расширения фазового угла для осуществления стыковки за шесть часов", - отметил собеседник агентства.
По его словам, подавать заявку в Роскосмос о переводе пилотируемых полетов на шестичасовую схему имеет смысл тогда, когда успешно пройдут все предварительные тесты на "Прогрессах".
"Первый тест мы провели на первом витке вокруг Земли предыдущего корабля "Прогресс М-15М", второй - попробуем на "Прогрессе М-16М", может, еще третий потребуется. После этих тестов все нюансы их проведения будут подробно обдуманы и исследованы. Только после этого может быть выработано предложение о возможности попытки использования шестичасовой схемы для отправки космонавтов на МКС. Желательно, чтобы все тесты на грузовиках "Прогресс" прошли чисто: в ином случае произойдет задержка в принятии решения о применении подобной схемы полета космонавтов на МКС", - заключил эксперт.