Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Власти Москвы хотят взять под контроль уличных музыкантов. Звучит как угроза, однако выяснилось, что сами артисты московских улиц давным-давно ждут, когда на них обратят внимание, мечтая стать легальной частью городской жизни.
Мечтают об этом и москвичи - огромный город нем, что не прибавляет ему привлекательности. Важно теперь, чтобы эта инициатива не погребла под ворохом бюрократии даже те слабые ростки самодеятельной городской культуры, которые сейчас пробиваются сквозь асфальт мегаполиса, говорят эксперты.
В августовские выходные в рамках городского фестиваля "Лучший город Земли" (LGZ) на улицах и подземных переходах столицы будут собираться музыканты, чтобы радовать москвичей своим творчеством. А заодно и привлечь внимание к тому, что стихийная, самодеятельная уличная культура - это необходимый атрибут и украшение любого города.
Улицы и подземки Лондона и Берлина, Нью-Йорка и Копенгагена невозможно представить себе без музыкантов. При этом их деятельность так или иначе регламентирована законом. В России же пока имеет силу лишь то, о чем сами музыканты сумели договориться с полицией.
В департаменте культуры Москвы решили, что пора наводить порядок. В этом смысле фестиваль LGZ - это пилотный проект, который должен вскрыть все подводные камни идеи лицензирования музыкантов. Уже после Дня города культурное ведомство Москвы должно принять окончательные решения.
Ой-еее
У Москвы большие проблемы с уличным музицированием. Сквозь монотонный шум мегаполиса редко прорываются мелодии, которые можно назвать музыкой. В серых подземных переходах царят в лучшем случае пьяноватые граждане с плохо настроенными гитарами, призывно тыкающие в лицо прохожим грязной кепкой.
"Настоящей музыки очень мало, - говорит краевед Александр Можаев. - Москва вообще мертвый город, здесь на улицах почти ничего не происходит".
По совместительству краевед Можаев - солист рок-группы "Дикие лесные гитары". Будучи энтузиастами своего дела, "Дикие" иногда выступают на московских бульварах - не ради денег, а чтобы создать какой-то смысловой акцент, "движуху" на улицах любимого города. Периодически к ним присоединяются и другие - например, ансамбль жалобной городской песни "Жизнь удалась".
"Город не может не звучать, - уверяет краевед. - Это вопрос экологии". Только далеко не всякое бренчание под гитару под вечное "ой-еее", по его мнению, может называться музыкой.
Разумеется, то там, то здесь встречаются профессиональные, оригинальные, искренние артисты: поющие под гармонь седовласые теноры, играющие на контрабасе или кларнете явные студенты и выпускники консерватории. Бывают целые струнные оркестры и роскошные диксиленды, встречаются исполнители индийских или кельтских напевов. Для этих концерт на улице - не только подработка, но и потребность в непосредственном общении с публикой, творческом самовыражении, в аплодисментах.
Но оказывается, для сотрудников полиции украшающие наши серые будни музыканты и собирающие на бутылку "аскеры" - одно и тоже. Поскольку, хотя у нас нет закона о том, что на улицах и в переходах Москвы не разрешается петь или играть на балалайке, нет и правил, по которым это делать можно.
Как правило, музыкантов разгоняют или даже забирают в отделение по статье "попрошайничество с использованием подручных средств".
Гордое имя уличного музыканта
"Сейчас нигде нельзя стоять. И раньше было нельзя, но раньше полиция относилась к музыкантам более или менее лояльно", - рассказывает музыкант Оксана. Уже много лет она играет на Театральной на кларнете или саксофоне. В последнее время, говорит она, музыкантам в Москве стало гораздо тревожнее: "Кому-то мы очень не нравимся".
Сама Оксана - профессиональный музыкант, играла в духовом оркестре, сейчас работает преподавателем музыки. По ее словам, большинство хороших уличных музыкантов Москвы имеет основное место работы.
"В нашей стране культура не поддерживается, педагоги, музыканты получают очень мало", - объясняет она. В подработке уличными выступлениями для артиста не может быть ничего стыдного или зазорного.
"Это мировая практика, в любой стране на улицах и в подземках играют, в основном, профессиональные музыканты. И многие известные артисты этого не избежали - музыкант должен играть для публики, но не каждый может пробиться на концертную площадку", - считает Оксана. По ее убеждению, уличная музыка - это своеобразная культура, важная и для жителей и гостей города.
Вот почему инициатива городских властей легализовать деятельность уличных артистов кажется Оксане очень правильной. Ей нравится и идея экспертного совета, который бы отсеивал тех, кто порочит гордое имя музыканта.
И она даже готова покупать за разумные деньги лицензию, если условия будут выгодны. "Пока московские власти долгое время закрывали на нас глаза, как будто нас и не было. А мы есть!"
Мировой опыт, или Как свести бюрократию к минимуму
Вместе с префектурой Центрального округа департамент культуры Москвы составил список из 30 музыкальных площадок: у метро, в парках и скверах, переходах, где музыканты смогут выступать на вполне законных основаниях. Но вот как именно сформулировать эти законные основания, пока не ясно.
"Каким образом человек может подать заявку, кто будет решать, годен он или нет, кто будет оборудовать площадку?" - глава пресс-службы департамента Алла Семенышева надеется, что в ближайшем времени механизм будет отработан. И обещает использовать опыт других, более музыкально благополучных городов мира.
Комиссар фестиваля LGZ Федор Павлов-Андреевич, который занимается, в том числе, и организацией программы уличных концертов, рассказал РИА Новости, что мировой опыт в этом деле весьма разнообразен.
Например, в лондонском метрополитене есть специальное подразделение, которое занимается "Искусством в подземке" - Art on the Underground.
"Художники делают инсталляции и выставки на станциях и вестибюлях, а в переходах есть специальные точки, где по расписанию работают музыканты. Для этого они проходят некий отбор - любой артист, который решил там выступать, может прислать свое демо. Из кандидатов эксперты выбирают тех, кто играет качественно и интересно, за каждым закрепляется определенное время и место", - рассказывает Павлов-Андреевич.
Затем эксперты из Art of the Underground следят, чтобы это были обязательные музыканты - они должны вовремя прийти, вовремя уйти, не должны нарушать правила, например, не включать звук громче установленного. На площадках, выделенных под выступления, созданы специальные условия, в том числе, возможность подключиться к электричеству. Это бесплатно для музыканта, и он может подзаработать.
В Берлине же, например, музыканты платят за лицензию некоторую символическую плату и через какое-то время должны ее обновлять. В каких-то городах мира играть разрешено только в определенных местах, в других играть можно, но деньги за это брать нельзя.
"Сейчас стоит задача убедить определенные департаменты, ГУВД, Гормост, метрополитен и другие заинтересованные ведомства, что подземная и уличная музыка не только нужна городу, но и может быть упорядочена, - говорит комиссар фестиваля, который также является одним из советников департамента культуры Москвы по устройству уличной музыки. - При этом избежать письменных разрешений и бесконечных согласований и вообще, по возможности, бюрократию свести к минимуму".
А судьи кто?
Далеко не все уверены, что хорошая идея легализации уличных артистов не будет погребена под ворохом бумаг, а, как следствие, и взяток.
Например, пианист Алексей Сканави, большой энтузиаст уличного музицирования, в своем блоге пишет:
"Лично я глубоко убежден, что в нашей стране вообще и в Москве в частности этого делать ни в коем случае нельзя. Во-первых потому, что у нас, как мы все прекрасно знаем, всякое лицензирование моментально обретает свою оборотную сторону - коррупцию. А второй момент, который меня смущает, это из серии, что называется, "а судьи кто?". То есть я очень сильно сомневаюсь, что чиновники, поставленные на выдачу лицензий уличным музыкантам, смогут авторитетно, так сказать - со знанием дела - разобраться, кому можно дать лицензию, а кому нет".
На эти опасения Алла Семенышева отвечает: "Никто не говорит о том, что лицензия будет платной или кто-то будет разрешать или не разрешать играть на улице. Речь идет о том, что надо организовать легальные площадки, чтобы они действовали не время от времени, в зависимости от настроения музыканта, а чтобы уличная музыка стала регулярной городской историей, создавала атмосферу и оживляла нашу жизнь в нашем прекрасном городе".
На это трудно что-то возразить. Но только жизнь, как водится, расставит все по своим местам. В том числе и уличных музыкантов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции