Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера", специально для РИА Новости.
Летом в столичных театрах всегда затишье. Несмотря на то, что некоторые московские театры под занавес сезона выпустили новые спектакли, официальные премьеры состоятся в следующем сезоне: и "Учитель танцев" в Ленкоме, и "Дон Жуан. Версия" в Моссовете. Доигрывает свой 56-й сезон театр "Современник".
Но вот-вот откроют уже новые сезоны 2012-2013 года. Театр на Малой Бронной: 1 августа там сыграют премьеру минувшего театрального года - "Коломба, или Марш на сцену!". Театр им. Н.В. Гоголя также начнет новый сезон 4 августа и сыграет комедию "Тетка Чарлея".
Дмитрий Крымов вовсю репетирует спектакль "Как вам это понравится" по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". Однако мировая премьера, которая состоится 10 августа, состоится не в Москве, а в Королевском Шекспировском театре в Великобритании в рамках World Shakespeare Festival. 24 августа 2012 спектакль будет показан в King's Theatre (Эдинбургский фестиваль).
В ноябре в Британию поедут вахтанговцы. В уходящем сезоне они с огромным успехом выступили в Лондоне со спектаклем "Мера за меру" (режиссер Юрий Бутусов), а в ноябре театр повезет в столицу туманного Альбиона спектакль "Дядя Ваня" худрука Римаса Туминаса - спектакль, который собрал все возможные театральные премии в Москве. Английские продюсеры заключили контракт с театром на показ шести спектаклей.
В спорах о том, каково настоящее и есть ли будущее у репертуарного театра, можно смело сказать, что на сегодняшний день стратегия Римаса Туминаса безупречна и свидетельствует о том, что если есть художественная идея, то репертуарный театр получает новое дыхание.
Литовский режиссер, взяв театр с одной из самых сильных трупп, никого не уволил, соединил поколения, взял новую, талантливую театральную молодежь. Спектакль "Пристань", поставленный в прошедшем сезоне, стал весьма впечатляющим событием еще и потому, что Туминас не только думал о том, как занять выдающихся актеров, как сделать распределение. Он ставил спектакль о великом театре, в котором царствовал актер, театре, который стремительно исчезает, но все-таки живет, пока есть такое высокое мастерство вахтанговцев.
Другая состоявшаяся премьера театра - "Анна Каренина" - снова стала неожиданным событием сезона.
"Анна Каренина" в танце: премьера в Вахтанговском. Фотолента >>
Коллега Римаса Туминаса Анжелика Холина поставила хореографический спектакль, в котором актеры опять же разных поколений отозвались с азартом и редким профессионализмом на предложение выразить дух прозы Толстого через пластику.
Драматических актеров лишили слова, чтобы проза классика зазвучала пронзительно в жесте, движении, сосредоточенной тишине. Открытием стало дарование молодой актрисы Ольги Лерман (Анна Каренина), но и Евгений Князев "станцевал" роль Каренина - известный актер принял новые условия игры. Один из тех, кого можно было бы назвать столпом актерского вахтанговского сообщества драматических артистов, он откликнулся на предложение попробовать выразиться в другом типе театра. На мой вопрос Евгению Князеву, трудно ли ему было существовать в предложенных обстоятельствах, ответил, что совсем нет. Возможно, подобная кажущаяся легкость возникла и потому, что Анжелика Холина сразу предложила точное решение, но и еще благодаря высокому профессионализму труппы.
В непрекращающихся спорах о репертуарном театре, туманных предложениях по его реформированию, между тем, есть подоплека, которая справедливо тревожит театральных деятелей.
Не случится ли в результате так, что будут оставлены лишь несколько национальных театров, которым будет выделяться дотация, а остальные переведут на самоокупаемость или на иные формы жесткого финансового существования, что равносильно их закрытию.
Не спорю, что в некоторые театры проник настолько дух антрепризы, что и вправду, возникает вопрос, почему таковые называются репертуарными, когда их цели уже давно подменены коммерческим успехом и ставкой на звезд. Есть худруки, которые коллекционируют медийные лица, чтобы обеспечить внимание зрителя, но не собирают труппу, не выращивают ее. Одно дело, когда актер, открытый театром, соблазняется сериалом, и совсем другое - когда актер, засветившийся в сериалах, приглашается на роли в театры с традициями.
Соблазн гламурной успешности сегодня велик - тем ценнее те деятели нашего театра, которые находят в себе силы не поддаваться этому искушению, оставаясь на территории подлинного искусства.
В этом сезоне, юбилейном для нашего мэтра Петра Наумовича Фоменко (он отпраздновал свое 80-летие), спектакль "Театральный роман", им поставленный в соавторстве с актером Кириллом Пироговым, играющем Максудова, продолжает удивлять тем, как "фоменки" сохраняют дух живой компании, похожей на стаю эльфов. Они способны элегантно и остроумно шутить на сцене сообща, что не мешает, а, напротив, помогает им открывать и глубину автора, и убеждаться в своей любви к сценическому искусству.
Театральных дел мастер Петр Фоменко и его знаменитые спектакли. Фотолента >>
Театр Фоменко - редкое сообщество талантливых людей, которое родилось, выросло и утвердилось в репертуарном театре и весьма убедительно оправдывает сегодня его существование. Но Петр Наумович, создав свою "Мастерскую", осуществил и осуществляет совершенно уникальную миссию: в годы общего смятения и растерянности, смещения критериев, смущения духа, он последовательно, не отклоняясь ни в какую сторону, утверждает в правах театр, который для него есть смысл жизни, и этот смысл выше низкой жизни.
Когда на его глазах погибал социальный театр, Фоменко смог найти силы придать новый смысл, новое предназначение искусству сцены, соединив прошлое и настоящее, традицию и авангард, связать эпохи, не дискутируя об инновациях и не клянясь авторитетами прошлого.
Способность удивлять, делать театр увлекательным и интеллигентным занятием, подчинять пространства большой сцены, насыщать воздух сцены своей атмосферой отличает этих больших художников, которые дарят нам счастье своими спектаклями и подарили его и в этом сезоне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции