Военно-морской флот России отметит в ближайшее воскресенье 316-ю годовщину своего создания. Этот год обещает стать знаковым для военного флота России. Наконец-то должна быть принята на вооружение морская баллистическая ракета "Булава", в боевой состав флота должны войти новейшие атомные подводные лодки: стратегическая "Юрий Долгорукий" и многоцелевая "Северодвинск".
Накануне профессионального праздника наш специальный корреспондент Сергей Сафронов встретился с новым главнокомандующим ВМФ России вице-адмиралом Виктором Чирковым, который рассказал о планах командования в отношении принятия новых кораблей, но не только....
- Виктор Викторович, сколько всего новых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения получит ВМФ России в этом году?
- Действительно, мы ведем работу по созданию группировки перспективных ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) и ракетных комплексов для них ("Булава"). На завершающем этапе находится строительство головного и первого серийного атомных подводных крейсеров проекта 955 "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский".
В рамках создания группировки морских сил общего назначения мы завершаем строительство головного атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 885 "Северодвинск" и продолжается строительство головного модернизированного атомного подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 885м "Казань".
В первом полугодии 2012 года завершены испытания и приняты в состав ВМФ два патрульных катера проекта 12151 на Тихоокеанском флоте, четыре рейдовых буксира. Завершены испытания малого артиллерийского корабля проекта 21630 "Волгодонск" на Каспийской флотилии и противодиверсионного катера проекта 21980 на Черноморском флоте.
До конца июля планируется завершить государственные испытания и сдать ВМФ ракетный корабль проекта 11661к "Дагестан". Всего до конца года планируется включить в состав ВМФ девять кораблей и восемь судов обеспечения, не считая подводных лодок. Это головный фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков", два серийных корвета проекта 20380 "Бойкий" и "Стойкий", серийный малый артиллерийский корабль проекта 21630 "Махачкала", базовый тральщик проекта 121700 "БТ-730", два противодиверсионных катера проекта 21980, два десантных катера проекта проекта 11770 "Денис Давыдов" и "Иван Карцов", малое гидрографическое судно проекта 19910 "Виктор Фалеев", большой гидрографический катер проекта 19920, рейдовый буксир проекта 7056, четыре рейдовых буксира проекта 90600, морское буксирное судно проекта 22030 "Александр Пискунов".
- Когда все-таки будет принята на вооружение АПЛ "Юрий Долгорукий" и ракета "Булава"?
- Сейчас идут подготовительные работы, которые в течение нескольких месяцев будут завершены, и осенью корабль войдет в боевой состав флота.
- А "Булава"?
- Ракета "Булава" уже де-факто принята на вооружение ВМФ, госкомиссия по летно-конструкторским испытаниям ракеты признала их завершенными. Комплекс "Булава" фактически готов к принятию на вооружение. В настоящее время идет подготовка документации для принятия решения правительством РФ.
В этом году будет осуществлен пуск "Булавы" с атомной подлодки "Александр Невский". В зависимости от этого пуска будет приниматься решение о возможности вхождения этой подводной лодки в боевой состав флота уже в этом году.
- Такого количества кораблей флот еще никогда не получал за всю новейшую историю России...
- И это еще не все....У нас продолжается строительство семи надводных кораблей и подводных лодок. В частности, третьего атомохода проекта 955 "Владимир Мономах", второго головного проекта 855м "Казань", серийного корвета проекта 20380 "Совершенный", большого десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен", головного малого ракетного корабля проекта 21631 "Город Свияжск", двух серийных кораблей проекта 21631 "Великий Устюг" и "Углич".
Напомню, что уже в этом году мы заложили на "Северной верфи" в Санкт-Петербурге два боевых корабля: фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" и корвет проекта 20385 "Гремящий".
- Для такого количества кораблей и судов необходимо иметь новую систему базирования. Как идет процесс ее строительства?
- Согласен. На Северном флоте все усилия сосредоточены на создании условий, позволяющих принять в 2012 году в состав ВМФ и обеспечить всем необходимым первые атомные подводные лодки нового поколения.
На Тихоокеанском флоте основные усилия сосредоточены на завершении в этом году проектно-изыскательных работ всего комплекса береговых объектов, чтобы с 2014 года принимать на флот новые АПЛ, причем как в Приморском крае, так и на Камчатке. Только при этих условиях будет возможно с 2013 года развернуть на флоте строительные работы соразмерно темпам, которые сегодня наращиваются на Севере.
В одно из приоритетных направлений на сегодняшний день выделены подготовительные работы по созданию на ТОФе пункта базирования надводных кораблей большого водоизмещения, чтобы принять их в начале 2015 года и обеспечить базирование десантных кораблей-доков типа "Мистраль". Местом такого базирования определен Владивосток.
Наращиваются темпы строительства в Новороссийске пункта базирования кораблей Черноморского флота на территории Геопорта. Причем финансирование увеличено в три раза по сравнению с предыдущими годами в рамках ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005-2020 годах".
На Балтийском флоте начаты работы по реконструкции и дооборудованию главной военно-морской базы Балтийск для обеспечения базирования соединения корветов и дизельных подлодок.
Проведено обоснование и начаты геологические исследования по восстановлению причального фронта в городе Кронштадт.
- То есть процесс идет и проблем нет?
- Не совсем, проблемы с заключением госконтрактов на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ решить не удалось. С конца 2011 года до настоящего времени из незаключенных контрактов по 83 видам работ дополнительно заключено только четыре.
- Виктор Викторович, несколько лет назад обсуждалась возможность организации базирования кораблей ВМФ РФ за рубежом. Как сейчас решается этот вопрос?
- Действительно, мы продолжаем работу по обеспечению базирования сил ВМФ за пределами Российской Федерации. В рамках этой работы на международном уровне прорабатываются вопросы создания пунктов материально-технического обеспечения на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама.
- А Тартус?
- Эта база нам необходима, она функционировала и будет функционировать дальше. В частности, пункт материально-технического обеспечения флота в сирийском Тартусе необходим ВМФ для того, чтобы обеспечивать российские корабли, выполняющие задачи в Средиземном море, а также миссию по борьбе с пиратами в Аденском заливе и Индийском океане. Государству выгоднее держать там базу, чем посылать в этот район суда обеспечения для пополнения запасов воды и продовольствия.
- Борьба с пиратами будет продолжена?
- Конечно. Пиратская активность фиксируется нашими и международными службами уже не только в Аденском, но и в Гвинейском заливе. Надо сказать, что данный район постепенно становится вторым после Сомали местом базирования морских пиратов.
Тут пока, правда, пираты ограничиваются грабежом судна и, как правило, не удерживают членов экипажа в заложниках с целью последующего получения выкупа. Но мы не исключаем, что, если международное сообщество не предпримет активных мер противодействия, через некоторое время пиратская активность в данном регионе будет возрастать.
Что касается обстановки в районе Аденского залива, то в рамках антипиратской миссии в первом полугодии 2012 года отрядами кораблей Тихоокеанского флота было выполнено два похода. Нашими кораблями было сопровождено 14 караванов, состоявших из 92 судов под флагом 27 стран. Из них три под российским флагом и 36 судов с гражданами России на борту. Была обеспечена безопасность 237 российских граждан. Нам удалось предотвратить попытку захвата одного торгового судна.
- Ваш предшественник Владимир Высоцкий своим решением приостановил строительство новых дизель-электрических подводных лодок проекта 677 типа "Лада" из-за их несовершенства. Каким Вам видится решение этой проблемы?
- Скорректированный технический проект неатомной подводной лодки "Лада" (проект 677) утвержден, принято решение о возобновлении серийного строительства последующих двух кораблей "Севастополь" и "Кронштадт". Их планируется оснастить анаэробными воздухонезависимыми установками.
Специалисты "Рубина" завершили испытания стендового образца принципиально нового двигателя для неатомных подводных лодок - ВНЭУ с электрохимическим генератором. На сегодня подтверждена техническая возможность получения водорода прямо на борту лодки.
Перспективная российская ВНЭУ позволяет использовать стандартное дизельное топливо и не требует сложного берегового обслуживания. При этом она не имеет движущихся частей. В плане акустики это большое преимущество.
Поэтому утверждено решение по открытию с 2013 года опытно-конструкторских работ по ВНЭУ. Пока они проводятся в инициативном порядке "Рубином".
Создание таких установок - требование времени. Их использование значительно улучшит ТТХ российских перспективных неатомных подводных лодок. Уже существует действующий макет. Причем действующий настолько, что практически выполняет все без исключения функции, кроме вращательного момента на винт.
Это значит, что следующие корабли типа "Лада" можно достраивать под новый двигатель. У этих кораблей есть модернизационные возможности.
Со следующего года мы также открываем опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию литиеово-ионных батарей для неатомных подводных лодок. Эти батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза, но потенциал самой технической идеи используется пока только на 35-40%.
- Про корабли и базы Вы сказали, а что происходит у морских авиаторов?
- В феврале этого года заключен контракт на поставку 24 МиГ-29К, в апреле - на поставку самолета Ан-140, завершается согласование конкурсной документации на поставку 25 боевых вертолетов Ка-52К для базирования на кораблях-доках типа "Мистраль".
Кроме того, как мы и планировали, в четвертом квартале завершается реконструкция аэродрома Ейск и строительство наземного испытательного учебного тренажера корабельной авиации. Проведена работа по обоснованию дальнейшего развития учебно-тренировочной базы с созданием глубоководного испытательного полигона морской авиационной техники и вооружения на базе в Новороссийской ВМБ.
- Тема строительства в России авианосца то возникает, то затухает... Так есть такая тема для ВМФ России или после закупки "Мистралей" ее нет?
- Технический проект нового авианосца для ВМФ РФ в настоящее время разрабатывается в соответствии с госпрограммой вооружения до 2020 года (ГПВ-2020). Вопрос непосредственной постройки корабля будет рассмотрен после 2020 года. Новый корабль не будет авианосцем в классическом смысле этого слова. По своему предназначению он будет обладать более широкими возможностями по вооружению и техническим средствам.
Единственный наш авианосец "Адмирал Кузнецов" по плану ГПВ-2020 пройдет модернизацию. Именно для него и закупаются новые истребители МиГ-29К.
- Какова судьба крейсера "Аврора"?
- "Аврора" - исторический корабль, он является филиалом главного военно-морского музея страны. На крейсере находится экипаж, который обеспечивает его жизнедеятельность. Этот статус будет сохранен и в дальнейшем.
- Задам, наверное, самый болезненный в последние годы вопрос - когда состоится переезд главного штаба флота из Москвы в Санкт-Петербург?
- Переезд главного штаба Военно-морского флота России из Москвы в Санкт-Петербург уже начался. Я уже фактически работаю в Санкт-Петербурге, со мной находится группа начальников органов центрального управления главного командования ВМФ. В процессе передислокации находятся другие управления и службы главкомата.
Никаких препятствий для переезда из Москвы в Санкт-Петербург у главного штаба ВМФ нет. Министр обороны выделил 100 квартир. До конца августа штаб полностью переедет в северную столицу.