Воинский устав, с петровских времен и до наших дней – основной документ для военнослужащих регулярной армии. Он регламентирует различные сферы деятельности и жизни военных, начиная подготовкой к несению службы и заканчивая повседневным бытом. На что обращал внимание воинский устав 200-летней давности? Вот некоторые выдержки из глав о строевой службе, выправке, обучении, о "лучшем способе, как привести полк в порядок" из "Воинского устава о пехотной службе" 1811 года.
***
"Хладнокровие и спокойный вид начальника должны служить примером подчиненным; порядок в строю сохранен может быть только тогда, когда солдат действует хладнокровно и вольно". ("О ротном учении")
***
"…строгость при учении употреблять только для нерадивых, но и тут поступать с умеренностью и осторожностью. Попечительный и искусный начальник может поселить в подчиненных своих охоту к службе и повиновение; стараться также доводить солдата, чтобы почитал за стыд и самомалейшее наказание." ("Школа рекрут или солдат")
***
"Во всяком случае, на фланги взводов, полувзводов и отделений становить расторопных и свое дело знающих солдат, ненадежных же и новых становить во вторую и третью шеренги; в первую же шеренгу становить таковых, если то нужно, исключая фланги, как выше сказано". ("Как полк строится")
***
"Офицер, умеющий командовать и совершенно объяснять все, что заключается в сих трех ученьях, почтется офицером, свое дело знающим. При сем обращать внимание на правило и порядок эволюции, не требуя отнюдь от офицеров, чтоб предписанное учили слово от слова". ("Как полк строится")
***
"Солдат должен стоять прямо, но непринужденно; каблуки вместе и на одной линии, столь плотно, сколько можно; носки равно врозь выворочены менее прямого угла так, чтобы большие пальцы ног были против выемки плеч; колени вытянуты, но не напирая оных; имея грудь и тело вперед и не выставляя брюха; плечи назад равно опущены, не подымая вверх и не переменяя их положения…" ("О выправке…")
***
"Унтер-офицеров обучать всему предписанному в школе рекрутской и в ротном учении; требовать, чтобы они сами умели с точностью делать все то, что относится к солдатским ружейным приемам к пальбе и маршу; они основательно должны знать также приемы ружьем по унтер-офицерски". ("Как полк строится")
***
"Каблуки столь плотно, сколько можно. Для того, что люди, у коих ноги кривы или икра ноги очень толста, не могут стоять каблуками вместе". ("О выправке…")
***
"Рекрут приучать к заряжанию и пальбе сначала примерно с деревянным кремнем и патроном, как же скоро узнает приемы и будет делать их верно, тогда учить его пальбе с порохом, приучая, чтоб выстрела не боялся и от огня лица не отворачивал". ("О заряжании ружья")
***
"Обучающему смотреть с великим вниманием, чтобы солдат при заряжании ружья, становя курок на первый взвод, от торопливости не взводил оный на второй взвод, от чего может весьма легко воспоследовать несчастье". ("О заряжании ружья")
***
"В случае, если офицер не прилежен и не так, как надлежит, учит своих солдат, то взыскивать капитану сие на оном; а если, невзирая на то, офицер не старается, то капитану о том доносить командиру, а в его отсутствии, штаб-офицеру, которому такового арестовать". ("О лучшем способе, как привести полк в порядок…")
***
"Довольно часто бывает, что офицеры в полках только в присутствии штаб-офицеров и капитанов о должности своей стараются, а в небытность их, или когда с командою отделены, не имеют попечения, чтоб солдаты исправно исполняли свою должность и хорошо учились; а сие доказывает, что у такового офицера никакой, или по крайней мере мало амбиции; и для того командиру таковых офицеров строго держать, и если поведения не переменят, то о таковых доносить Государю. Ибо офицер, который должность свою неохотно и не с амбициею исполняет, но которого к оной принуждать надобно, недостоин звания офицерского". ("О лучшем способе, как привести полк в порядок…")
***
"Нет нужды доказывать, сколь важно и необходимо, чтобы солдаты обучены были цельно стрелять. Опыты научают, что и самые успехи в военных действиях много от совершенства в искусстве сем зависят". ("Об обучении стрелять в цель")
***
"Обучающему после каждого выстрела терпеливо поправлять ошибки, толкуя, что они происходят от того, что не правильно приложился или от движения ружья во время выстрела". ("Об обучении стрелять в цель")
***
"Новых солдат, которые во время учения в роты определяются, учить, как выше сказано, но одних, и не прежде ставить к учению в ротах, пока несовершенно все уметь будут делать; ибо в противном случае новых со старыми напрасно мучить". ("О лучшем способе, как привести полк в порядок…")
***
"В учебные месяцы, когда полк собран, то по крайней мере учить по два раза в неделю по ротам, не собирая батальонов, дабы капитаны и командиры имели время выправить своих людей; а два раза в неделе учить побатальонно или всем полком. При таковом учении солдатам иметь в неделе три дни отдыху, а полк в сие время можно привести в порядок без отягощения людей и немного будет слабых или больных". ("О лучшем способе, как привести полк в порядок…")