Новые контрольно-измерительные материалы (КИМ) понадобятся для ЕГЭ по иностранному языку - ведь его будут сдавать не только абитуриенты языковых вузов, но и выпускники всех сельских школ. Что нужно изменить в заданиях и когда можно вводить третий обязательный ЕГЭ, мнением делится руководитель Центра группы германских языков издательства "Просвещение", кандидат педагогических наук Виктория Копылова.
- Виктория Викторовна, обязательный ЕГЭ по иностранному языку появился в проекте стандарта старшей школы на этапе доработки. Чем обусловлено нововведение?
- Новыми реалиями нашей жизни. Более десяти лет тому назад, когда заместитель министра образования Виктор Болотов спросил меня, как я отношусь к идее обязательного ЕГЭ по инязу, я была категорически против: учителя, ученики и родители не были к тому готовы. Теперь наша школа стала другая, написаны современные учебники, в силу экономических причин поменялось отношение российских родителей к иностранным языкам и отношение к иностранным языкам в мире в целом. Так, когда я бываю на международных конференциях, то перевожу там только я - своим коллегам из России и СНГ, остальные участники независимо от возраста говорят по-английски. И если сейчас не учить детей иностранным языкам - не только английскому, но и другим, - страна будет ограничена в международном общении.
- Что нужно предпринять для введения обязательного ЕГЭ по инязу?
- Россия - страна большая, уровень обучения языку в школах разный, так что сначала нужно определить уровень, на каком должен проводиться экзамен. Сейчас во главе группы разработчиков КИМ стоят преподаватели вузов, в основном из МГУ, и они объясняют сложность экзамена тем, что его сдают только те, кому он необходим для вступительных экзаменов. Теперь ситуация меняется: его будут сдавать все включая выпускников сельских школ.
Поэтому я разделяю позицию Александра Кондакова, что необходимо вводить ЕГЭ на двух уровнях - базовом и профильном. А заставить всех сдавать ЕГЭ в его нынешнем виде - просто опасно.
- Давно обсуждается вопрос о необходимости устной части ЕГЭ по иностранному языку. Нужна ли она для обязательного экзамена?
- Конечно. Умение общаться на иностранном языке - едва ли не главное в его изучении. Правда, про устную часть ЕГЭ мы слышим чаще от руководителей страны, чем от разработчиков КИМ. На вопрос «когда?» учителя получают из Федерального института педагогических измерений расплывчатый ответ - «не в этом году». Нет даже намеков на сроки и на сайте ФИПИ, а хотелось бы понимать перспективу заранее.
- Какой же представляется вам устная часть экзамена?
- Это должен быть монолог и диалог. Но тут есть проблемы: диалог с кем? С другим школьником? Если у партнера уровень знаний выше или ниже, возникают сложности, это известно по опыту проведения Всероссийских олимпиад. С экзаменатором? В экзаменационной беседе не должно быть надуманности, натянутости, как, например, при обсуждении с незнакомым человеком более старшего возраста, какой подарок подарить другу. Думаю, вопрос надо обсуждать всем вместе.
- Может быть, к разработке КИМ нужно привлекать других специалистов?
- Я считаю, доверять разработку КИМ лишь представителям вузов - неправильно. Преподаватели вузов не видят ни школьных программ, ни самих школьников. Когда экзамен выбирают, на это еще можно закрыть глаза - пусть вузы через КИМ формируют заказ на абитуриента, требования к ним, хотя это тоже неверный
подход. А если экзамен будет всеобщим, ситуация другая: без представителей школы не обойтись.
- Не случится ли так, что при введении обязательного ЕГЭ по иностранному языку очень многие школьники не смогут продемонстрировать даже самых элементарных знаний, и балл, соответствующий тройке, будет выставляться уже за ответ на вопрос «как тебя зовут?»
- Здесь есть риски: в сельских районах язык в школах преподают даже бывшие бухгалтеры и физруки. Базовый уровень ЕГЭ должен соответствовать стандарту, примерным программам по иностранному языку, тогда оценка будет объективной. То, что есть сейчас, - это превышение уровня, заложенного стандартом 2004 года, особенно по немецкому языку. Часто тематика экзаменационных текстов не соответствует тому, что изучают в школе, - уровень лексики другой, сложны также задания на аудирование и чтение, оставляет желать лучшего качество звучания текстов.
- Каковы, по-вашему, должны быть сроки введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку? Нужно ли дожидаться всеобщего перехода на новый стандарт?
- Спешить не надо - обязательный ЕГЭ без перехода на новый стандарт вряд ли имеет смысл. Сейчас издательства только подготовили учебники для 10-11 классов, они войдут в федеральные перечни на 2013-2014 учебный год, и пусть в тех школах, которые перейдут на стандарт по мере готовности, ученики два года отучатся по новым учебникам и новым программам. После этого можно будет принимать решение о сроке введения обязательного экзамена.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости