Рейтинг@Mail.ru
"Лицедей №1" Николай Гриценко - РИА Новости, 11.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Лицедей №1" Николай Гриценко

Читать ria.ru в

24 июля 2012 исполняется ровно 100 лет со дня рождения Николая Олимпиевича Гриценко. Человек великого дарования и трагической судьбы, он запомнился зрителям, в основном, своими "отрицательными" киноролями - но сам актер всегда ставил на первое место работу в Вахтанговском театре. Недаром посмотреть на уникальный метод творческой импровизации этого "театра в театре", как Гриценко называли коллеги, приходили самые знаменитые артисты.

 

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк24 июля 2012 исполняется ровно 100 лет со дня рождения Николая Олимпиевича Гриценко. Будущий актер театра и кино родился на станции Ясиноватая - сейчас город в Донецкой области Украины. Отец всерьез подошел к воспитанию сына и дочери Лилии - в первую очередь, Олимпий Гриценко настаивал на получении "хлебной" профессии.

На фото: Николай Гриценко в роли Рощина и Руфина Нифонтова в роли Кати в фильме "Восемнадцатый год".

Нифонтова и Гриценко в фильме «Восемнадцатый год»
24 июля 2012 исполняется ровно 100 лет со дня рождения Николая Олимпиевича Гриценко. Будущий актер театра и кино родился на станции Ясиноватая - сейчас город в Донецкой области Украины. Отец всерьез подошел к воспитанию сына и дочери Лилии - в первую очередь, Олимпий Гриценко настаивал на получении "хлебной" профессии.

На фото: Николай Гриценко в роли Рощина и Руфина Нифонтова в роли Кати в фильме "Восемнадцатый год".

1 из 11
© РИА Новости / Б. Виленкин | Перейти в медиабанкТак, в 1931 году Николай Гриценко окончил Днепропетровский транспортный политехникум и поступил конструктором в технический отдел металлургического завода "Сталь" в Макеевке. Как ни странно, творческий путь актера начался именно оттуда.
Николай Гриценко
Так, в 1931 году Николай Гриценко окончил Днепропетровский транспортный политехникум и поступил конструктором в технический отдел металлургического завода "Сталь" в Макеевке. Как ни странно, творческий путь актера начался именно оттуда.
2 из 11
© РИА Новости / Александр Гладштейн | Перейти в медиабанкНиколай поступил на заводской музыкально-драматический рабфак - там, в любительском театре, и раскрылся его талант. Уже в 1934 году Гриценко направился в Киев - обучаться актерскому мастерству, затем перебрался в Москву. По завершении училища при МАДТ имени Е.Б. Вахтангова (сейчас Театральный институт имени Щукина) артист был сразу принят в труппу Вахтанговского театра, который остался для него навсегда Домом с большой буквы.

На фото: сцена из спектакля "Живой труп". В роли Протасова - Николай Гриценко, Маша - Людмила Максакова.

Н. Гриценко и Л. Максакова в спектакле Живой труп (1967)
Николай поступил на заводской музыкально-драматический рабфак - там, в любительском театре, и раскрылся его талант. Уже в 1934 году Гриценко направился в Киев - обучаться актерскому мастерству, затем перебрался в Москву. По завершении училища при МАДТ имени Е.Б. Вахтангова (сейчас Театральный институт имени Щукина) артист был сразу принят в труппу Вахтанговского театра, который остался для него навсегда Домом с большой буквы.

На фото: сцена из спектакля "Живой труп". В роли Протасова - Николай Гриценко, Маша - Людмила Максакова.

3 из 11
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкПозже младший коллега-вахтанговец Юрий Яковлев вспоминал , что, как только он переступил порог театра, ему тотчас рассказали, "что Николай Гриценко начинал с бессловесных проходов по сцене, например в "Дон Кихоте", и – заслуживал аплодисменты". Впрочем, от бессловесных ролей Николай Олимпиевич вскоре перешел к ролям главным - ему посчастливилось с самого начала встретить "своего режиссера", Рубена Симонова. Худрук души на чаял в своем ученике и с энтузиазмом воспринимал его импровизации и "домашние зарисовки". Одним из таких запомнившихся перевоплощений Гриценко стал солдат Шадрин, фронтовик, вернувшийся с Первой мировой войны, простой русский мужик с крестьянской смекалкой. Он запросто являлся на прием к Ленину (в лице Михаила Ульянова) в постановке "Человек с ружьем".
Артисты Михаил Ульянов и Николай Гриценко.
Позже младший коллега-вахтанговец Юрий Яковлев вспоминал , что, как только он переступил порог театра, ему тотчас рассказали, "что Николай Гриценко начинал с бессловесных проходов по сцене, например в "Дон Кихоте", и – заслуживал аплодисменты". Впрочем, от бессловесных ролей Николай Олимпиевич вскоре перешел к ролям главным - ему посчастливилось с самого начала встретить "своего режиссера", Рубена Симонова. Худрук души на чаял в своем ученике и с энтузиазмом воспринимал его импровизации и "домашние зарисовки". Одним из таких запомнившихся перевоплощений Гриценко стал солдат Шадрин, фронтовик, вернувшийся с Первой мировой войны, простой русский мужик с крестьянской смекалкой. Он запросто являлся на прием к Ленину (в лице Михаила Ульянова) в постановке "Человек с ружьем".
4 из 11
© РИА Новости / Е. Стопалов | Перейти в медиабанкЗанятый в большинстве постановок театра Вахтангова, Гриценко посещал каждую репетицию - правда, прибегал на них буквально за 15 минут до начала, гримировался на скорую руку. Чем однажды вызвал недовольство своего наставника Рубена Симонова - режиссер отчитал его и потребовал, чтобы актер являлся как положено - за час-полтора, и "настраивался" на роль. Николай Олимпиевич не посмел ослушаться - и в итоге сыграл хуже обыкновенного. С тех пор постановщик отменил свое требование - понял, что мастеру перевоплощения Гриценко противопоказана долгая подготовка, за ее время он успевал "перегореть".

На фото: Николай Гриценко в роли Мамаева для спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" по пьесе Александра Островского.

Театр имени Евг. Вахтангова
Занятый в большинстве постановок театра Вахтангова, Гриценко посещал каждую репетицию - правда, прибегал на них буквально за 15 минут до начала, гримировался на скорую руку. Чем однажды вызвал недовольство своего наставника Рубена Симонова - режиссер отчитал его и потребовал, чтобы актер являлся как положено - за час-полтора, и "настраивался" на роль. Николай Олимпиевич не посмел ослушаться - и в итоге сыграл хуже обыкновенного. С тех пор постановщик отменил свое требование - понял, что мастеру перевоплощения Гриценко противопоказана долгая подготовка, за ее время он успевал "перегореть".

На фото: Николай Гриценко в роли Мамаева для спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" по пьесе Александра Островского.

5 из 11
© РИА Новости / А. Жигайлов | Перейти в медиабанкКстати, о перевоплощениях - в арсенале Гриценко было, казалось, бесчисленное количество образов. Из воспоминаний режиссера Сергея Евлахишвили: "Рассказывали, что Рубен Симонов с некоторым страхом ждал появления Гриценко на репетиции потому, что если другие актеры имели один, реже два варианта роли, то у Гриценко их могло быть десять и более. Как-то я шел вместе с ним по Арбату от театра Вахтангова до Смоленской площади, не знаю, замечал ли это Николай Олимпиевич, во всяком случае разговора мы не прерывали, но в его облике, как в зеркале, отражались идущие навстречу прохожие: кособоконький человек с портфелем, самодовольный чинуша... Создавалось впечатление, что он механически копировал и запоминал заинтересовавшие его типы. Может быть, именно так находил он краски для будущих ролей? Ведь от спектакля к спектаклю даже одного и того же персонажа всякий раз играл по-новому. В самом крошечном эпизоде умудрялся найти удивительно точный образ".

На фото: Николай Гриценко в роли Федора Протасова в спектакле по пьесе Льва Толстого "Живой труп".

Гриценко в спектакле Живой труп
Кстати, о перевоплощениях - в арсенале Гриценко было, казалось, бесчисленное количество образов. Из воспоминаний режиссера Сергея Евлахишвили: "Рассказывали, что Рубен Симонов с некоторым страхом ждал появления Гриценко на репетиции потому, что если другие актеры имели один, реже два варианта роли, то у Гриценко их могло быть десять и более. Как-то я шел вместе с ним по Арбату от театра Вахтангова до Смоленской площади, не знаю, замечал ли это Николай Олимпиевич, во всяком случае разговора мы не прерывали, но в его облике, как в зеркале, отражались идущие навстречу прохожие: кособоконький человек с портфелем, самодовольный чинуша... Создавалось впечатление, что он механически копировал и запоминал заинтересовавшие его типы. Может быть, именно так находил он краски для будущих ролей? Ведь от спектакля к спектаклю даже одного и того же персонажа всякий раз играл по-новому. В самом крошечном эпизоде умудрялся найти удивительно точный образ".

На фото: Николай Гриценко в роли Федора Протасова в спектакле по пьесе Льва Толстого "Живой труп".

6 из 11
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкСреди знаковых театральных ролей Николая Гриценко, помимо князя Мышкина в постановке "Идиота" по Достоевскому и Протасова из "Живого трупа" по Льву Толстому, была и комедийная маска Тартальи из "Принцессы Турандот". На зарубежных гастролях вахтанговцев иностранцы, видя Гриценко поочередно в роли Мышкина, Протасова и Тартальи наотрез отказывались верить, что играет их один и тот же актер.

На фото: сцена из спектакля итальянского драматурга Карло Гоцци "Принцесса Турандот". Тарталья - Николай Гриценко, Алтоум, китайский император - Владимир Шлезингер, Бригелла - Владимир Этуш, Панталоне - Юрий Яковлев (слева направо).

Сцена из спектакля Принцесса Турандот
Среди знаковых театральных ролей Николая Гриценко, помимо князя Мышкина в постановке "Идиота" по Достоевскому и Протасова из "Живого трупа" по Льву Толстому, была и комедийная маска Тартальи из "Принцессы Турандот". На зарубежных гастролях вахтанговцев иностранцы, видя Гриценко поочередно в роли Мышкина, Протасова и Тартальи наотрез отказывались верить, что играет их один и тот же актер.

На фото: сцена из спектакля итальянского драматурга Карло Гоцци "Принцесса Турандот". Тарталья - Николай Гриценко, Алтоум, китайский император - Владимир Шлезингер, Бригелла - Владимир Этуш, Панталоне - Юрий Яковлев (слева направо).

7 из 11
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкКоллеги недоумевали, когда и как при такой нагрузке Николай Олимпиевич успевает сниматься в кино. В театре даже ходила шутка, что Гриценко снимается в антрактах. Среди его наиболее заметных киноработ - "Машенька" 1942 года (дебют актера на большом экране), "Кавалер Золотой звезды" (за эту картину Гриценко был удостоен Сталинской премии), "Восемнадцатый год", "Адьютант его превосходительства", "Два капитана" и, конечно, экранизация "Анны Карениной", где Николаю Олимпиевичу досталась роль мужа главной героини. Василий Лановой (на фото слева), исполнивший роль Алексея Вронского, преклонялся перед коллегой: "Он был лицедей №1".
Кадр из фильма Анна Каренина
Коллеги недоумевали, когда и как при такой нагрузке Николай Олимпиевич успевает сниматься в кино. В театре даже ходила шутка, что Гриценко снимается в антрактах. Среди его наиболее заметных киноработ - "Машенька" 1942 года (дебют актера на большом экране), "Кавалер Золотой звезды" (за эту картину Гриценко был удостоен Сталинской премии), "Восемнадцатый год", "Адьютант его превосходительства", "Два капитана" и, конечно, экранизация "Анны Карениной", где Николаю Олимпиевичу досталась роль мужа главной героини. Василий Лановой (на фото слева), исполнивший роль Алексея Вронского, преклонялся перед коллегой: "Он был лицедей №1".
8 из 11
© РИА Новости / В. Бондаревская | Перейти в медиабанкОтрицательные, по большей части, роли в кино обуславливались своеобразием природного обаяния Гриценко. "Человеческая индивидуальность Гриценко была необычна и противоречива, - писал Этуш . - Он всегда хорошо одевался, правда, с несколько вычурным вкусом; у него была прекрасная фигура, "стать", как раньше выражались, он был красив, и в то же время, как ни странно, имел отрицательное обаяние. Будучи недостаточно образованным, он обладал какой-то среднемещанской психологией. ...> Он был человеком, который уделял особое внимание своей персоне, чем порой давал повод для юмора в свой адрес". В то же время актриса Алла Казанская справедливо отмечала: "О нем [Николае Гриценко] часто говорят: он был не слишком умен, не златоуст. Какая разница, если это был гений!"

На фото: с Татьяной Самойловой в картине "Анна Каренина".

Кадр из фильма режиссера А. Зархи Анна Каренина
Отрицательные, по большей части, роли в кино обуславливались своеобразием природного обаяния Гриценко. "Человеческая индивидуальность Гриценко была необычна и противоречива, - писал Этуш . - Он всегда хорошо одевался, правда, с несколько вычурным вкусом; у него была прекрасная фигура, "стать", как раньше выражались, он был красив, и в то же время, как ни странно, имел отрицательное обаяние. Будучи недостаточно образованным, он обладал какой-то среднемещанской психологией. ...> Он был человеком, который уделял особое внимание своей персоне, чем порой давал повод для юмора в свой адрес". В то же время актриса Алла Казанская справедливо отмечала: "О нем [Николае Гриценко] часто говорят: он был не слишком умен, не златоуст. Какая разница, если это был гений!"

На фото: с Татьяной Самойловой в картине "Анна Каренина".

9 из 11
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкЕще одним "злодеем" в кинокопилке Гриценко стал нацистский генерал в фильме "Семнадцать мгновений весны" - эта роль 1973 года уже далась актеру большим трудом. Режиссер "Мгновений" Татьяна Лиознова вспоминала : "С Николаем мы познакомились, когда работали над пьесой "Седая девушка" в Театре Вахтангова. Я была режиссером-постановщиком, а он играл помещика. Это был один Гриценко. Когда Николай пришел ко мне в картину "Семнадцать мгновений весны", это был уже совсем другой человек. Он, как ни старался, не мог запомнить ни одной фразы из сценария. Это была настоящая трагедия. Приходилось даже подставлять щиты, на которых крупными буквами писали ему текст. Сначала мы разыгрывали с ним сцену, чтобы понять, куда лучше ставить шпаргалки, а потом начинали снимать. У меня сердце разрывалось от боли. Память для актера – свобода плавания в роли. А он был лишен этой свободы. Но, даже читая со шпаргалок, Гриценко демонстрировал настоящие высоты актерского мастерства".

На фото: с Вячеславом Тихоновым в картине "Семнадцать мгновений весны".

Вячеслав Тихонов и Николай Гриценко
Еще одним "злодеем" в кинокопилке Гриценко стал нацистский генерал в фильме "Семнадцать мгновений весны" - эта роль 1973 года уже далась актеру большим трудом. Режиссер "Мгновений" Татьяна Лиознова вспоминала : "С Николаем мы познакомились, когда работали над пьесой "Седая девушка" в Театре Вахтангова. Я была режиссером-постановщиком, а он играл помещика. Это был один Гриценко. Когда Николай пришел ко мне в картину "Семнадцать мгновений весны", это был уже совсем другой человек. Он, как ни старался, не мог запомнить ни одной фразы из сценария. Это была настоящая трагедия. Приходилось даже подставлять щиты, на которых крупными буквами писали ему текст. Сначала мы разыгрывали с ним сцену, чтобы понять, куда лучше ставить шпаргалки, а потом начинали снимать. У меня сердце разрывалось от боли. Память для актера – свобода плавания в роли. А он был лишен этой свободы. Но, даже читая со шпаргалок, Гриценко демонстрировал настоящие высоты актерского мастерства".

На фото: с Вячеславом Тихоновым в картине "Семнадцать мгновений весны".

10 из 11
© РИА Новости / А. Жигайлов | Перейти в медиабанкКонечно, эти провалы в памяти имели свои причины - потеряв в одночасье наставника (в 1968 году скончался Рубен Николаевич Симонов) и постепенно - большинство ролей в Вахтанговском, актер стал все чаще искать утешения на дне бутылки. С конца 60-х Гриценко почти перестал играть в театре. Актер скончался 9 декабря 1979 года в психиатрической клинике. Его последними словами стали: "Я только теперь понял, как надо играть Мышкина..."

На фото: Николай Гриценко с дочерью Катюшей.

Актер Николай Гриценко с дочерью
Конечно, эти провалы в памяти имели свои причины - потеряв в одночасье наставника (в 1968 году скончался Рубен Николаевич Симонов) и постепенно - большинство ролей в Вахтанговском, актер стал все чаще искать утешения на дне бутылки. С конца 60-х Гриценко почти перестал играть в театре. Актер скончался 9 декабря 1979 года в психиатрической клинике. Его последними словами стали: "Я только теперь понял, как надо играть Мышкина..."

На фото: Николай Гриценко с дочерью Катюшей.

11 из 11
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала