Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Эпопея с наводнением в Крымске близится к финалу. Погибшие похоронены. Расчистка завалов идет к концу. Дети, их матери, старики и все остальные, пожелавшие придти в себя в оздоровительных учреждениях на берегу моря, уехали отдыхать. Оставшиеся жители города накормлены, одеты и обуты, объемы гуманитарной помощи достаточны и даже избыточны. Налажена и идет выплата компенсаций всем жителям города, невзирая на наличие у них регистрации в Крымске и даже российского гражданства. Утраченные документы восстанавливают в рекордно короткие сроки. Лишившиеся крова и пожелавшие сменить место жительства осматривают и выбирают себе новые квартиры в других городах Краснодарского края. Под присмотром членов Общественной палаты идет оценка ущерба имуществу и жилью.
Мародеры пойманы, панические слухи пресечены, нежелательные волонтеры призваны к порядку. В качестве своеобразного бонуса для оставшихся в городе жителей Крымска к ним прибыла из Англии топ-модель Наталья Водянова (занимает 3-е место в последнем рейтинге самых высоко оплачиваемых моделей Forbes), открывающая здесь реабилитационный пункт для детей.
Впереди лишь одно мероприятие — суд над виновными в гибели людей. Он точно будет. Владимир Путин определенно пообещал наказать виновных чиновников в своем личном послании к жителям пострадавших районов Краснодарского края. А в воскресенье Следственный комитет России сообщил о задержании нескольких чиновников Кубани по обвинению в халатности, повлекшей гибель людей.
От "Курска" до Крымска
Наверняка в Крымске останутся недовольные, обделенные в чем-нибудь, будут жалобы на несправедливость. Но общей картины успешной ликвидации последствий природного бедствия они не испортят.
Как на последних выборах в Госдуму: нарушения были, но в столь незначительных масштабах, что на итог голосования они не могли повлиять. Крымск практически уже стал еще одной чрезвычайной ситуацией федерального значения, которую президент разрулил в ручном режиме.
Отрицать растущее умение нашего президента это делать бессмысленно. Между неоднозначным "Она утонула" по поводу гибели подлодки "Курск" в самом начале его первого президентского срока и уверенным контролем над ситуацией в Крымске в начале третьего — целая пропасть.
Президенту научились подчиняться и природные ЧП, и социальные (вспомним, например, успешно предотвращенные межэтнические столкновения в Москве в декабре 2010 года после смерти фаната "Спартака" в драке), и экономические (запуск в июне 2009 года в Пикалево производственного комплекса, остановленного его собственниками в связи кризисом).
Непросто представить, что было бы в Крымске, не вмешайся лично президент с самых первых часов несчастья.
Такие разные президенты
Событийно наводнение в Крымске почти в точности повторяет наводнение в Новом Орлеане в 2005 году.
И тут и там причиной трагедии стал непреодолимый природный катаклизм: экстремальный ливень в Крымске и ураган Катрина в Новом Орлеане. Разница была лишь одна: в американском городе имелась в наличии система оповещения, которая вовремя сработала, и 80% населения города успело его покинуть до начала наводнения.
А вот сценарии ликвидации последствий наводнения были принципиально разными. Оба президента — и американский, и наш — сразу взяли на себя руководство спасением людей. Джордж Буш прервал отпуск, и возглавил специальную межведомственную рабочую группу по преодолению катастрофических последствий урагана. Владимир Путин никаких рабочих групп комиссий для себя не создавал, а принял на себя руководство де факто.
Владимир Путин был в районе бедствия меньше чем через 12 часов после начала наводнения, облетев его на вертолете и побывав в самом городе. Джордж Буш, прервав отпуск, направился не Новый Орлеан, а в Вашингтон и четыре дня руководил оттуда, совершив облет района бедствия на вертолете и посетив город только на пятый день после начала потопа.
Оба президента повторно посещали затопленные города. На протяжении первых трех недель после наводнения Джордж Буш был там четыре раза, причем один раз - с супругой Лорой Буш. Тем не менее, в промежутке между первым и вторым визитом Буша в Новый Орлеан самый знаменитый на тот момент поп-идол афроамерканцев, рэпер Канье Уэст, обвинил президента в эфире NBC в равнодушии к судьбам бедных и темнокожих сограждан.
Владимиру Путину хватило двух посещений Крымска и обещания приехать в третий раз "постоять в очереди" за денежной компенсацией.
И уж в чем другом, а в равнодушии к простым людям в Крымске обвинить его не посмела даже самая непримиримая оппозиция.
Беда ценой в четыре процента рейтинга
Американский президент вообще не вмешивался в работу органов местного самоуправления и госслужб и ни разу не пригрозил административными или уголовными карами их руководителям.
Более того, практически сразу, спустя две недели после начала наводнения, он публично взял на себя ответственность за ошибки правительства при ликвидации последствий стихии, признав, что ураган Катрина выявил серьезные проблемы в деятельности администрации на всех уровнях. Это подразумевало, что в работу государственной машины должны быть внесены коррективы, чтобы при повторении подобного она не совершила снова сбоя.
Все подразделения государственной машины работали в штатном режиме, самостоятельно решая, что им нужно делать в данный конкретный момент. Например, Министерство обороны США самостоятельно решило создать особое военное командование для координации спасательных операций и поддержания порядка в городе, введя туда 7,5 тысяч солдат Национальной гвардии.
Когда начался "разбор полетов", глава федерального агентства по чрезвычайным ситуациям Майкл Браун сам подал в отставку. Глава Министерства национальной безопасности США Майкл Чертофф держал ответ перед сенатским комитетом внутренней безопасности и правительственных дел, признав, что в работе его ведомства было "много упущений". Но удержался на своем посту и пробыл на нем до конца президентства Джорджа Буша. Хотя выяснилось, что его служащие банально воровали во время бедствия, представляя завышенные счета за номера в гостиницах и манипулируя с заявлениями пострадавших о материальной помощи.
Два аудита правительственной службы подотчетности и Департамента внутренней безопасности показали, что 900 тыс. из 2,5 млн. заявлений на получение материальной помощи (она выдавались на дебетовые карты в сумме $2 тыс. на человека) оказались дублированными или содержали несуществующие персональные данные. Из полиции Нового Орлеана были уволены 60 полицейских, самовольно покинувших район бедствия, а спустя месяц подал в отставку и сам шеф городской полиции.
Наш президент публично вникал в детали с самого начала и неоднократно предупреждал руководителей всех уровней о персональной ответственности.
Президент РФ Владимир Путин в середине июля обратился с личным посланием к жителям пострадавших районов Краснодарского края, чтобы разъяснить дополнительные меры по помощи им. Читайте полный текст послания >>
В результате, рейтинг президента США в те дни упал с 42 до 38 процентов, а среди афроамериканцев достиг рекордных 2%. Рейтинг Путина за две недели с 8 по 15 июля, по данным ВЦИОМ, вырос на 5%, а по данным ФОМ - на 2%. На сайтах других лидеров рынка соцопросов аналогичных данных пока нет.
Надо сказать, что потеря четырех процентов означали для Джорджа Буша в тот период много, потому что он и так терял популярность из-за войны в Ираке. Для Владимира Путина сейчас тоже не лучшие времена, и два или четыре процента для него не менее ценны на фоне снижения его рейтингов с марта этого года.
Твердая рука
Дело, впрочем, не в рейтингах, а в том, что американские граждане были возмущены тем, как их президент ликвидировал последствия наводнения в Новом Орлеане. Российские же вполне одобрили действия своего президента в аналогичной ситуации. И далеко не факт, что американцы не восприняли бы авторитарное ручное управления ситуацией Джорджем Бушем, если он на него решился и сумел бы справиться с ситуацией в стиле Путина, как вопиющее нарушение демократии. Возможно, им это как раз бы очень понравилось. Людям всегда хочется чего-нибудь новенького.
У нас же ручное управление при любой мало-мальски серьезной трудности — традиционно норма жизни. Начальники, готовые взять его на себя, пользуются уважением в народе. Например, что бы ни делал Сергей Шойгу на посту главы МЧС, все лишь поддерживало его популярность. Другой пример из недавнего прошлого — покойный генерал Александр Лебедь, с таким напором и риском командовавший российскими войсками во время конфликта Приднестровье в 1992 году и подписавший в 1996 году в Чечне Хасавюртовские соглашения, что дух захватывало.
Хорошо это или плохо, и возможна ли вообще в России другая модель преодоления трудностей?
Президент Фонда "Центр политических техологий" Игорь Бунин считает, что в той политической системе, которая сформировалась сейчас, Россия обречена на ручное управление. "При Медведеве система чуть изменилась, но необратимо, и сейчас идет возврат к плебицистарному вождизму. Что, например, будет, если наводнение случится сразу в трех точках страны, вождю, что разорваться на три части?" — говорит он. Но возможности в ближайшем будущем сделать систему институциональной и функциональной Игорь Бунин не видит. "Есть только два пути: взрыв снизу или просвещенный монарх. Но когда перед человеком стоит выбор, он выбирает спокойствие, пусть даже ценой такой жизни".
Профессор Московской православной духовной академии, диакон Андрей Кураев тоже не видит альтернативы изменениям сверху, но считает, что они должны быть не спонтанной реакцией на очередное нарушение общественной жизни, а целенаправленными.
"Нельзя везде и всем управлять одному человеку. Вот если бы просвещенный тиран наподобие тех, какими их представляли в XVIII веке, сконцентрировался на одной сфере общественной жизни, например, судебной системе и поуправлял бы ею несколько лет, тогда бы был результат. Если бы он навел там порядок, воспитав у граждан элементарные правовые рефлексы, то это уже была бы возможность для дальнейшего свободного развития общества и экономики. Но при этом просвещенный деспот действительно должен желать этого, а не династической преемственности", — говорит диакон Кураев. Появится ли в России такой просвещенный деспот, и когда это случится, он не знает: "Это из области пророчеств, а я таким даром не обладаю".
Старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Василий Абашкин — человек молодой и не склонный к пессимизму, но и он думает, что по тому пути, по которому сейчас идет наша страна, нам идти "еще лет пятьдесят".
"Ручной режим действовал испокон веку, и будет жить еще долго. Так многие считают, например, об этом говорил Жириновский, который недавно выступал у нас в Высшей школе экономики. Как известно, существует и другое мнение, что нужно двигаться в либеральном направлении. Однако давать сейчас отмашку для либерализации - не самое лучшее время. Нужно было это делать в тучные нулевые. Но тогда всех гипнотизировала стабильность. Сейчас эту линию на стабильность продолжает вести государство, а людям она явно поднадоела.
Однако, повторяю, с точки зрения экономической ситуации в мире сейчас далеко не лучшее время для резких перемен", — говорит ученый.
Таким образом, Крымск можно расценивать как важный этап в деле совершенствования ручного управления страной. Реальной альтернативы этому в обозримом будущем не видно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции