МОСКВА, 20 июл - РИА Новости, Ольга Липич, Ольга Самсонова. Представители Русской православной церкви по-разному отнеслись к продлению еще на полгода ареста трем обвиняемым по делу Pussy Riot. Большинство священнослужителей комментировать судебное решение отказываются, а известный миссионер протодиакон Андрей Кураев считает его странным и печальным, поскольку продление ареста прибавляет девушкам сторонников, а их самих отдаляет от раскаяния.
В конце февраля пять девушек устроили акцию у входа в алтарь храма Христа Спасителя с пением и плясками в масках, выложив видеозапись "панк-молебна" в интернете. Три предполагаемые участницы акции - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич - были арестованы и с тех пор находятся под стражей. Следствие предъявило им обвинение по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, до семи лет лишения свободы). Хамовнический суд Москвы в пятницу продлил им арест до 12 января 2013 года.
"Год заключения, да еще без приговора - это все-таки очень странно. И очень нерадостно. Такое решение несомненно увеличит количество сочувствующих этим женщинам и прибавит значимость тем, кто критикует Церковь, называя ее одним из инициаторов преследования", - считает протодиакон Андрей Кураев - профессор Московской духовной академии, известный своим миссионерским служением, в том числе в СМИ и блогах.
Основания, по которым девушек держат под стражей, кажутся ему "очень странными". "А вдруг они исчезнут и убегут в Канаду? А что в этом плохого - в таком случае наши храмы будут в безопасности", - сказал Кураев.
По его словам, складывающаяся вокруг обвиняемых ситуация разделяет российское общество, в том числе людей церковных.
"Полгода назад в обществе был консенсус: люди разных политических, религиозных взглядов соглашались, что их поведение недопустимо. Сегодня тот нравственный консенсус, который был на день их выходки, разрушен. Каждый день, который они проводят в заключении, делает их героинями", - подчеркнул протодиакон.
С церковной же точки зрения, добавил он, продление ареста только "отдаляет их от покаяния".
"В психологическом плане происходит стигматизация их сознания - они все более врастают в ту минуту, когда присутствовали в храме с недоброй целью. То, что могло быть минуткой в их жизни, теперь становится главным в их жизни и с точки зрения психологической, и с точки зрения пиара", - объяснил Кураев.
"Реалистического выхода" из ситуации он сегодня не видит, в том числе потому что не понимает, "какова мера церковного участия в этом процессе". Он пояснил, что если потерпевшими являются не только охранники храма, но и его ключарь (протоиерей Михаил Рязанцев), то последний не может участвовать в процессе без ведома настоятеля храма - патриарха Московского и всея Руси - и тогда утверждение о том, что дело это сугубо светское и Церковь в нем не участвует, оказывается не вполне верным.
По мнению Кураева, если служители Церкви на самом деле окажутся задействованы в процессе, "возможны и отзыв иска, и какое-то внесудебное или досудебное примирение". При этом профессор МДА подчеркнул, что исходит "из чувства сострадания не к этим женщинам, а к тем людям, которые сейчас отворачиваются от Церкви".
Председатель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов, в свою очередь, подчеркнул, что следствие, очевидно, имеет основания для содержания обвиняемых девушек под стражей.
"Формально, совершено злостное хулиганство, имеющее огромный общественный резонанс. Я думаю, что почему-то сидят только три. Значит, остальных участниц группы они не сдают. Значит, не сотрудничают со следствием. Значит, нет раскаяния в содеянном и есть возможность рецидива. Тем более, что подобные поступки они уже совершали ранее... Думаю, что органы правопорядка хотят эту болезнь вылечить", - сказал Смирнов РИА Новости.
По его мнению, задержанные должны рассказать, кто придумал акцию, кто организовал съемку в храме, кто пригласил журналистов.
"С другой стороны, создается такое ощущение, что они (обвиняемые) сами затягивают дело. Долго знакомятся с материалами. Адвокаты, по-моему, ведут себя как-то странно. Но я могу и ошибаться", - добавил Смирнов.
Замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Георгий Рощин считает, что происходящее в рамках судебного разбирательства отношения к Церкви не имеет.
"Комментировать пока нечего - пока не будет вынесено окончательное решение суда. Продлевать арест или не продлевать - это чисто процессуальные вопросы. И судебные органы принимают решения, исходя из тех документов, которые у них есть", - сказал Рощин.
Он также не предостерег от попыток влиять на решение суда.
"Они совершили правонарушение. Они находятся под следствием. И самое благое, что можно сделать для этих девушек - это не вмешиваться и дождаться окончательного решения суда", - заключил собеседник агентства.