МОСКВА, 20 июл - РИА Новости. Макаки-резус используют различные стратегии поведения, пытаясь сорвать банан или взять в руки тот или иной предмет - некоторые обезьяны действуют быстро и решительно, тогда как другие следуют заранее подготовленному "плану" - к такому выводу пришли американские биологи, "подслушавшие" мысли двух макак.
Дэниел Моран (Daniel Moran) и его коллега Томас Пирс (Thomas Pearce) из университета Вашингтона в городе Сент-Луис (США) пришли к такому выводу, наблюдая за активностью мозга двух макак, игравших в несложную компьютерную игру. Выводы ученых опубликованы в журнале Science.
"Я объединял результаты экспериментов. Ничего не получалось, и я был расстроен из-за того, что данные (по двум обезьянам) противоречили друг другу. Я проанализировал их по отдельности и увидел, что они были совершенно разными. Оказалось, что каждая обезьяна выработала свой метод решения задачи", - пояснил Пирс.
Моран и Пирс проводили стандартный эксперимент, который применяется нейрофизиологами при изучении нервных импульсов, связанных с сознательными движениями руки среди приматов и людей. Он представляет собой простейшую компьютерную игру, в рамках которой обезьяна должна подвести курсор в виде шарика к цели - объекту другого цвета посередине экрана.
Как объясняют ученые, для успешного выполнения такой задачи примат должен знать три параметра - положение цели и курсора, а также скорость движения руки. Все эти три значения просчитываются и хранятся в нервных клетках, расположенных в центрах движения и планирования внутри мозга примата. Непосредственным движением рук управляет двигательная кора мозга, а планированием - ее отдельный компонент, предвигательная зона.
Игры разума
Авторы статьи усовершенствовали классическую версию игры, добавив в нее препятствие в виде объекта розового цвета, напоминавшего по форме букву "П". Для ее испытания биологи приобрели двух макак-резус (Macaca mulatta), вставили в их двигательную кору несколько сотен электродов и научили их управлять джойстиком. Во время игры ученые записывали импульсы, поступающие из нейронов, и сравнивали их между собой.
Каждый раунд игры протекал следующим образом - сначала появлялся курсор, через несколько секунд - цель, затем препятствие и только после этого обезьяна могла начать двигать курсором. За правильное нахождение пути в обход препятствия исследователи выдавали своим подопечным стакан сока или кусочки сладостей.
"Пошаговый" режим игры позволял наблюдать за тем, как обезьяна формулировала свое решение и как оно менялось по мере появления новых объектов на экране.
Оказалось, что макаки по-разному подходили к решению задачи по обхождению препятствия. Первая обезьяна, под кодовым обозначением "H", была очень нетерпеливой - она сразу двигалась к цели с максимальной скоростью. При появлении препятствия примат корректировал траекторию движения и уменьшал скорость для аккуратного обхождения П-образного объекта.
Вторая макака, под кодом "G", была более расчетливой - она дожидалась появления на экране всех объектов и лишь потом вычисляла траекторию к цели и двигала курсор. Это позволяло обезьяне решать задачу быстрее, чем ее конкурент, так как ей не приходилось два раза вычислять и затем корректировать путь шарика.
По словам ученых, данное открытие демонстрирует, что характер обезьяны может проявляться даже в таких простых вещах, как осознанное движение рук.