К закрытию театрального сезона информационное агентство РИА Новости и портал классической музыки ParaClassics, при технической поддержке ОАО "Ростелеком" в среду, 25 июля, проведут прямую трансляцию балета "Дон Кихот" в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Главные партии в постановке исполняют Наталья Осипова и Иван Васильев. Для корректной работы плеера трансляции на вашем компьютере должен быть установлен плагин Silverlight.
Посмотрите фотоленту "Испанские страсти и сбежавшие солисты "Дон Кихота" в Михайловском" >>
Балет "Дон Кихот" создан на основе одного из эпизодов книги испанского писателя, классика мировой литературы Мигеля де Сервантеса Сааведра. Музыку для балета написал чешский композитор Людвиг Минкус, проживший много лет в России и плодотворно работавший вместе с балетмейстером Мариусом Петипа. "Дон Кихот" ставился чуть ли не во всех оперно балетных театрах страны. Знаменитое па де де последнего акта часто исполняется как концертный номер.
Премьера балета состоялась 26 (14 по ст. стилю) декабря 1869 года в Большом театре в бенефис танцовщицы Анны Собещанской.
В первой московской постановке все сцены, за исключением сна Дон Кихота, где появлялась Дульсинея (так же распространен второй вариант написания - Дульцинея) с нимфами, строились на материале испанских плясок. Спектакль ставился с учетом традиций московской труппы.
Балет в 4 актах, 8 картинах с прологом. Первые исполнители: Китри - Анна Собещанская, Базиль - Сергей Соколов, Дон Кихот – Вильгельм Ваннер, Дульсинея - Полина Карпакова, Санчо Панса - Василий Гельцер, Гамаш - Дмитрий Кузнецов.
В 1871 году Петипа сделал новую редакцию балета, в которой он был поставлен 9 ноября 1871 года в Мариинском театре в Санкт- Петербурге.
Перенося спектакль в Петербург, Петипа основательно переделал сценарий и постановку. Теперь одна и та же балерина исполняла роли Китри и Дульсинеи, а классические па, помимо сцены сна, появились в финальной картине на балу у герцога. Этой сцены в первоначальной редакции не было.
Балет в 5 актах, 11 картинах. Первые исполнители: Китри Дульсинея – Александра Вергина, Базиль - Лев Иванов, Дон Кихот - Тимофей Стуколкин, Санчо Панса - Александр Пишо, Гамаш - Николай Гольц.
В 1887 году в Большом театре балетмейстер Алексей Богданов осуществил постановку балета по петербургской редакции Мариуса Петипа. В этой редакции балет шел в Москве в 1887-1892 годах.
Балет в 3 актах, 7 картинах. Первые исполнители: Китри-Дульцинея - Лидия Гейтен, Базиль - Николай Манохин, Дон Кихот Вильгельм Ваннер, Санчо Панса - В. Шашкин.
В 1900 году новую хореографическую редакцию балета осуществил молодой балетмейстер Александр Горский, только что окончивший Петербургское театральное училище. Ставя "Дон Кихота", он пытался провести свои идеи реформы балетного театра. Премьера состоялась 6 декабря 1900 года в Большом театре в Москве. Горский изменил некоторые мизансцены, были поставлены новые танцы: испанский на музыку Антона Симона и фанданго Эдуарда Направника.
Для спектакля 1900 года важнейшее значение имела также новизна декорационного оформления. В "Дон Кихоте" состоялся дебют на балетной сцене художников Александра Головина и Константина Коровина. Первые исполнители: Китри-Дульсинея - Любовь Рославлева, Базиль - Василий Тихомиров.
В 1902 году в Мариинском театре Петербурга Александр Горский поставил спектакль в своей московской редакции. Этот спектакль стал классикой жанра. 19 ноября 1906 года балет был поставлен в Большом театре Москвы, в новой редакции Александра Горского.
Партии в тех постановках исполняли: Китри Дульсинея - Матильда Кшесинская (позднее - Анна Павлова, Вера Трефилова, Екатерина Гельцер, Тамара Карсавина и др.), Базиль - Николай Легат (позднее - Василий Тихомиров), Дон Кихот - Алексей Булгаков (в постановке 1906 года - Василий Чудинов), Санчо Панса - Энрико Чеккетти (позже Владимир Рябцев), Уличная танцовщица - Ольга Преображенская, Мерседес - Мария Петипа, Повелительница дриад - Юлия Седова, Гамаш - Павел Гердт, Эспада - Альфред Бекефи (позже - Михаил Мордкин).
Кстати Кшесинская танцевала в балете Минкуса всего через год после поступления в Императорское Мариинское театральное училище.
Известные постановки балета в советское время
30 сентября 1923 года состоялась премьера спектакля в Театре оперы и балета (Петроград) в постановке балетмейстера Фёдора Лопухова (по Александру Горскому).
Балет в 4 актах, 7 картинах с прологом. Партии исполняли: Китри-Дульцинея - Ольга Спесивцева, Базиль - Михаил Дудко, Дон Кихот - Николай Солянников, Санчо Панса - Леонид Леонтьев, Уличная танцовщица - Валентина Иванова, Гамаш - Александр Монахов, Эспада - Андрей Лопухов.
10 февраля 1940 года состоялась премьера балета в Большом театре.
Балетмейстер Ростислав Захаров восстановил спектакль Александра Горского, включив новые танцы на музыку Василия Соловьёва Седого. Цыганский танец поставил балетмейстер Касьян Голейзовский на музыку Валерия Желобинского.
Партия Китри в постановке была доверена Ольге Лепешинской. Балет имел такой успех, что Лепешинская была удостоена первой своей Сталинской премии.
В 1941 году балет был поставлен в Кировском (Мариинском) театре в Ленинграде. Сценарий Мариуса Петипа в обработке Юрия Слонимского, балетмейстер Владимир Пономарёв (по Александру Горскому). В 1946 году там же спектакль был возобновлен, включены новые танцы в постановке Нины Анисимовой.
Партии исполняли: Китри-Дульцинея - Наталья Дудинская (позднее Татьяна Вечеслова, Фея Балабина), Базиль - Константин Сергеев, Эспада - Сергей Корень.
В 1942 году спектакль был поставлен на сцене филиала Большого театра. Сценарий Мариуса Петипа в обработке Юрия Слонимского. Постановка Михаила Габовича, Виктора Смольцова (по Александру Горскому), танцы в постановке Касьяна Голейзовского. Первые исполнители: Китри-Дульсинея - Ольга Лепешинская, Базиль - Владимир Голубин (позднее Алексей Ермолаев), Дон Кихот - Виктор Смольцов, Санчо Панса - Владимир Рябцев.
В 1950-м году партию Китри на сцене Большого театра начала танцевать Майя Плисецкая, а в 1960-м ее партнером стал Марис Лиепа, на сцене театра дебютировавший в партии Базиля.
В 1990 году балет поставил Государственный академический театр классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва. Хореография Мариуса Петипа, Александра Горского, Натальи Касаткиной, Владимира Василёва. Балет в 3 действиях, 6 картинах, с прологом.
Наталия Касаткина и Владимир Василёв создали оригинальную редакцию знаменитого балета, придумав новых комических персонажей (бакалавр Карраско, племянница Дон Кихота Антонина), которые разыгрывают роль Росинанта взамен привычного живого коня, и сочинив виртуозную роль Гамаша. На премьере в 1990 году партию Гамаша исполнил Владимир Малахов, ныне руководитель Государственного балета Берлина.
Балет ставился во многих городах СССР и за рубежом: в Финской национальной опере (1958), Венской государственной опере (1966), Цюрихском оперном театре (1966), Австралийском балете (1972), American Ballet Theatre (1978).
Известные современные постановки
25 июня 1994 года в Санкт Петербургском государственном академическом Театре балета под руководством Бориса Эйфмана состоялась премьера балета "Дон Кихот или Фантазии безумца". Балетмейстер - Борис Эйфман.
Жанр спектакля - трагикомедия. Сохранив музыкальную партитуру, хореограф предложил свое видение хрестоматийного драматического сюжета. Действие балета Эйфмана начинается в сумасшедшем доме. Среди заключенных больницы - фантазёр, который, начитавшись романа Сервантеса, воображает себя Дон Кихотом. Солисты: Китри Вера Арбузова, Базиль Юрий Ананян, Дон Кихот - Александр Рачинский, Санчо Панса - Алмаз Шамуралиев, Больной - Сергей Зимин.
В августе 2010 года в Петербурге состоялась премьера спектакля Эйфмана "Я – Дон Кихот" - нового, самостоятельного произведения балетного искусства, созданного на основе постановки "Дон Кихот, или Фантазии безумца".
15 декабря 1994 года Большой театр России показал премьеру балета "Дон Кихот" в постановке Юрия Григоровича. Главные роли исполнили: Китри - Галина Степаненко, Дон Кихот - Юрий Ветров, Санчо Панса - Александр Петухов, Базиль - Юрий Клевцов, Дульсинея - Инна Петрова.
25 июня 1999 года в Большом театре состоялась премьера "Дон Кихота" (хореография Мариуса Петипа, Александра Горского) в новой хореографической редакции Алексея Фадеечева.
21 ноября 1996 года в Михайловском театре Санкт Петербурга состоялась премьера балета, а 11 апреля 2012 года в театре была представлена обновленная постановка в редакции Михаила Мессерера. Хореография Мариуса Петипа и Александра Горского. В спектакле также использована хореография Нины Анисимовой, Игоря Бельского, Роберта Гербека, Касьяна Голейзовского, Фёдора Лопухова. Общая хореографическая редакция Михаила Мессерера. Балет в 3 актах с прологом.
На премьере партии исполнили: Китри - Олеся Новикова, Базиль - Леонид Сарафанов, Эспада - Андрей Касьяненко, Уличная танцовщица - Виктория Кутепова, Повелительница дриад - Ирина Кошелева, Дон Кихот - Марат Шемиунов, Санчо Панса - Алексей Кузнецов. Также главные партии в этой постановке исполняют Наталья Осипова и Иван Васильев.
В 2006 году очередная постановка балета "Дон Кихот" состоялась в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета. Впервые в Екатеринбурге балет был поставлен на сцене этого театра в 1924 году. Постановка и хореография народного артиста СССР Вячеслава Гордеева с использованием хореографических фрагментов Мариуса Петипа и Александра Горского. Балет в 2 действиях, 5 картинах с прологом и эпилогом. Солисты: Китри - Маргарита Рудина, Базиль - Алексей Насадович.
13 февраля 2010 года в Музыкальном театре (Het Muziektheater) Амстердама (Нидерланды) состоялась премьера балета Людвига Минкуса "Дон Кихот" с использованием классической хореографии Мариуса Петипа в редакции российского хореографа Алексея Ратманского.
Ратманский попытался восстановить первую московскую постановку Мариуса Петипа 1869 года, исчезнувшую в 1900 м, когда балет заново переставил Александр Горский. Так как записи оригинала Петипа не сохранились, Ратманский по сути поставил собственную версию.
Хореограф изменил привычный порядок сцен и пожертвовал большей частью характерных танцев. В результате цыганские пляски исчезли вовсе, а испанские сильно сократились. Вместо цыган у Алексея Ратманского действуют бродячие комедианты. Заглавные партии Китри и Базиля исполнили Анна Цыганкова (выпускница новосибирского училища) и Мэтью Голдинг.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Дополнительный источник: Энциклопедия "Балет", Москва, издательство "Советская энциклопедия", 1981