Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Обнародованные в среду на сайте Минфина РФ "Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" вызвали очередной взрыв эмоций в обществе, какие обычно происходят при дележке общих денег в любом социуме - от рядовой семьи до совета директоров крупной компании. Даже то, что деньги в данном случае бюджетные, то есть для подавляющего большинства россиян абсолютно абстрактные, не повлияло на накал страстей.
Однако если разобраться, оказывается, что слухи о милитаризации страны - а именно в этом прежде всего обвиняют правительство его критики - сильно преувеличены.
Оборона опередила ЖКХ
Основной претензией граждан к Минфину, если судить по многочисленным их комментам при обсуждении новости в Сети, было повышение в 2013 году на четверть (на 25,8%) расходов на национальную оборону при одновременном снижении госфинансирования культуры и кинематографии (на 2,5% по сравнению с 2012 годом), физкультуры и спорта (на 2,6%), образования (на 2,8%), здравоохранения (на 8,7%). И это при том, что на все четыре последние статьи в этом году запланировано потратить из бюджета 1,3 трлн. рублей, а на одну оборону - 1,9 триллиона.
Милитаризация страны видна невооруженным глазом, убеждены критики нового бюджета. Похоже, однако, что бдительно следящие за бюджетными тратами граждане не заметили другого рекордсмена по росту расходов в бюджете-2013 - ЖКХ (+20%).
Вероятно, это произошло потому, что рост расходов на оборону (в отличие от ЖКХ) в будущем году не остановится, а продолжит увеличиваться, и в 2015 году они составят 20,3% от общего объема расходов федерального бюджета, выйдя по этому показателю на второе место после расходов на социальную политику (29,7%). То есть каждый пятый рубль из бюджета пойдет на оборону.
В минфиновском документе сделана попытка объяснить сокращение бюджетных трат на здравоохранение в 2013-2015 годах, где «общий объем государственных расходов на здравоохранение не сокращается, а меняется источник их финансового обеспечения с увеличением акцента на систему обязательного медицинского страхования».
А что касается снижения бюджетных ассигнований на образование, то, по словам авторов документа, "основными факторами, повлиявшими на указанное снижение, являются завершение ряда проектов, реализуемых в сфере образования, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом". Некоторые эксперты добавляют к этому еще демографическую яму, сокращающую общее число учащихся в стране в ближайшие годы.
Культурно-кинематографический и спортивный "секвестры" никак официально не объясняются. Можно лишь подозревать, что причиной первого стал явный провал политики госфинансирования кино, поднимающего репутацию страны в мире, а второго - стыдное выступление на последней Олимпиаде в Ванкувере. Впрочем, обе эти статьи в абсолютном денежном выражении составляют считанные проценты от расходов на здравоохранение и образование.
Не вооружение, а перевооружение
Дальше в будущее документ Минфина по бюджетной политике не заглядывает, но всем прекрасно известно, что ранее Минобороны достигло принципиальной договоренности с правительством о перевооружения армии до 2020 года за 20 трлн. бюджетных рублей. Это якобы даже стало причиной отставки осенью прошлого года министра финансов Алексея Кудрина, категорически несогласного давать эти рубли военным. Во всяком случае, он сам этого никогда не отрицал.
"Нас упрекают в милитаризации бюджета. Однако любому непредвзятому человеку предельно ясно, что выделение значительных средств на оборону является вынужденной мерой. В современном неспокойном мире эффективная армия остается надежной гарантией безопасности, суверенитета и поступательного развития любого государства, - говорит первый заместитель председателя комитета ГД по обороне Виктор Заварзин (фракция "Единая Россия") - Потому и была принята Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы. Всего до 2020 года будет закуплено более 1,3 тыс. образцов современной военной техники и оружия для повышения обороноспособности России".
А председатель Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко вообще говорит, что "никакого увеличения расходов на оборону нет".
"Расходы на оборону соответствуют ранее утвержденным контрольным цифрам, - подчеркивает он. - А что касается бюджета, то там можно назвать огромное количество статей, которые можно секвестрировать, и добавить на социальные нужды. Например, расходы на чиновничий аппарат. Если чиновники пересядут с "лексусов" на машины Горьковского автозавода, то работать они не станут хуже".
Страшилка про расходы на оборону
"Правительство само загнало себя в ловушку, требуя от нас чуть ли не в первом чтении принять сокращение всех бюджетных расходов на 20%, - говорит первый зампредседателя думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (фракция "Справедливая Россия"). - При таком жестком условии военные на будущий год получают на полтриллиона больше, а полтриллиона - это все расходы на образование или на здравоохранение. И это при том, что в бюджете несомненно заложены неразумные траты на разные помпезные проекты типа строительства моста на остров Русский для участников саммита АТЭС во Владивостоке".
У Оксаны Дмитриевой "создалось впечатление, что страшилка про ужасные расходы на оборону была специально вброшена". "Шум поднят специально, чтобы отвлечь внимание от тех огромных денег, которые идут в резервный фонд. Что просто является организованным вывозом капитала за границу, - утверждает депутат от оппозиционной партии. - Эти деньги, полученные в основном от продажи углевородов, аккумулируются на счетах иностранных финансовых организаций, инвестируются там же, за рубежом, создают там, а не у нас, новые рабочие места, работают на их, а не нашу экономику".
На самом деле и выделенных армии на будущий год, и планируемых на текущее десятилетие 20 триллионов рублей, по словам Игоря Коротченко, мало на полное перевооружение армии. "По уму нам бы нужно до 2020 года не 20, а 60 триллионов, но уж, как говорится, что имеем, тому и рады, Это тоже большие деньги, на которые можно достичь перевооружения на 70% - говорит он.
Наверное, в условиях перманентного мирового финансового кризиса, это и есть тот максимум, на который могли рассчитывать военные. И они его получили. Только, может быть, момент, когда это случилось, был не очень удачный.
Например, если бы это произошло в будущем году, когда в проект очередного бюджета на 2014 год уже не закладывалось бы госфинансирование олимпийского строительства в Сочи, то прибавка военным не выглядела бы столь заметно на общем бюджетном фоне. Ведь, по данным Минфина, объем бюджетного финансирования строительства объектов к Олимпиаде-2014 в Сочи в 2011-2013 годах составит 524 млрд. рублей. А это больше на 43 млрд., чем добавили всей армии в будущем году.
Как раз эти "олимпийские" полтриллиона и можно было бы добавить на здравоохранение, образование, физкультуру и кинематограф, чтобы Никита Сергеевич Михалков порадовал нас очередным шедевром "Утомленные солцем-3", тоже, как считают некоторые, идейно укрепляющим обороноспособность державы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции