АВИНЬОН, 16 июля - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Французский режиссер и сценарист Кристоф Оноре показал спектакль по собственной пьесе "Новый роман" на Авиньонском театральном фестивале.
Для российского зрителя ассоциацией к этому четырехчасовому действу мог бы стать спектакль РАМТа "Берег утопии" о российских революционерах и либералах XIX века. Впрочем, схожесть лишь в том, что и там и там речь идет о реально существовавших людях, имена которых широко известны. Но, если спектакль в РАМТе это традиционный театр с сюжетными линиями, четкой хронологией и логикой повествования, то спектакль Оноре напоминает скорее диспут или литературный салон.
Героями своего спектакля режиссер сделал французских писателей послевоенной поры, тех, кого принято относить к движению за "новый роман" - Маргерит Дюрас, Алана Роб-Грийе, Клода Симона, Мишеля Бютора и других. Первым импульсом к рождению спектакля стала знаменитая фотография, сделанная осенним утром 1959 года на ступеньках издательства Minuit (того самого, которое образовавшись во время войны, подпольно печатало книги Луи Арагона и Андре Жида). На фотографии - несколько молодых людей, явно не привыкших пока позировать перед камерами - их слава еще впереди. Собравшись под крыло директора издательства Жерома Линдона (много лет издававшего Сэмюэла Беккета), они пишут романы, спорят о литературе и сочиняют манифесты.
Для спектакля во дворе авиньонского Лицея Сан-Жозеф (Lycee Saint-Joseph) была выстроена площадка, круглыми ступеньками сходящая к зрительному залу. Ступеньки покрыты каким-то казенным узорчатым ковром - действие, судя по всему, происходит в издательстве. Сзади - небольшой застекленный киоск - сюда писатели удаляются поговорить с издателем с глазу на глаз или получить гонорар. На сцене стоит несколько стульев, трибуна, с которой провозглашают принципы новой литературы, несколько экранов, на которых показывают то фрагменты документальных передач, то эпизоды фильмов, снятых по сценариям героев, то специально снятое для спектакля видео, которое, по идее Оноре, должно то иллюстрировать происходящее на сцене, то спорить с ним.
Лидеры "Нового романа", как и многие молодые таланты, начинали как ниспровергатели, выбрав мишенью своей беспощадной критики "традиционный" роман бальзаковского типа - с его последовательностью, с его отношением к автору, который является творцом, с его центром повествования. Для идеологов - Роб-Грийе и Натали Саррот - и для тех, кто пошел за ними, роман девятнадцатого века умер. После потрясений Второй мировой войны для него не осталось места. После того, что было, реальность стала совсем другой и требует другой манеры описания, другого отношения. Автор, по мнению писателей, должен признаться в своей неспособности выразить мир. Показывая свою ненависть к старым авторам, персонажи спектакля по очереди подходят к микрофону, выкрикивая все новые фамилии, а потом складывают книжки в железную бочку и поджигают.
Герои Оноре много говорят о литературе, но режиссеру были важны и человеческие проявления персонажей, сосуществование нескольких ярких, непохожих друг на друга, индивидуальностей в рамках одной группы. Каждый из них без особой скромности готов объявить себя лучшим писателем Франции, каждый ревниво следит за другим, и успех одного вызывает и радость, и ревность, и обиду.
По словам Оноре, задумав этот спектакль, он встретился с актерами и распределил роли, предложив почитать произведения своих героев. Следующим этапом стали импровизации - актеры искали своих персонажей, фантазировали, придумывали ситуации - смешные и конфликтные. Режиссер аккуратно записывал появляющийся текст, а актеры становились все увереннее. Как и многие спектакли на этом фестивале, "Новый роман" можно назвать документальным спектаклем только отчасти - актерские импровизации, художественный текст Оноре смешаны здесь с выдержками из воспоминаний, личных дневников писателей, обширными цитатами из их романов. Оноре в предпремьерных интервью подчеркивал, что он не стремится к портретной схожести, что в его задачи не входит сделать набор байопиков. Стремясь отойти от этой мешающей правдоподобности, он даже отдал некоторые женские роли мужчинам, и наоборот. Женщина играет Мишеля Бютора, надменного скептика-интеллектуала, в действительности позднее отрицавшего свою принадлежность к группе "нового романа". Другая женщина, основательная, лукавая и спокойная, играет Жерома Линдона.
В процессе работы Оноре отказался и от жестких временных рамок - сначала ограничив себя 1959-1960 годами, он впоследствии расширил этот период. В первом акте есть большой фрагмент, когда каждый из писателей вспоминает, чем стала для него Вторая мировая война, во втором кульминационной точкой становится подписание петиции против войны с Алжиром. А в финале рассказывают о смерти каждого из героев и о том, как увековечена их память - оказывается, у кого-то есть улица в Париже, а у кого-то странный памятник в Швейцарии.