АВИНЬОН, 15 июля - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль Томаса Остермайера "Враг народа" по пьесе Генрика Ибсена покажут на Авиньонском фестивале на сцене Оперного театра.
Первый показ состоится 18 июля, а сегодня в резиденции фестиваля немецкий режиссер рассказал журналистам о процессе работы над спектаклем и о планах на будущее.
Остермайер, нынешний худрук берлинского Шаубюне, свою славу завоевал спектаклями, поставленным в театре "Барак". На Авиньонский фестиваль он впервые попал в 2001, когда привез свою постановку "Смерть Дантона". Потом в фестивале участвовали его "Войцек" и "Нора" по пьесе Ибсена "Кукольный дом", постановки по Саре Кейн и Шекспиру. Российским театралам Остермайер тоже хорошо известен - на фестивали привозили и "Нору", и "Гамлета", а в завершившемся сезоне немецкий режиссер поставил свой первый спектакль в России - "Фрекен Жюли" по пьесе Августа Стриндберга (в адаптации Михаила Дурненкова).
Генрик Ибсен, один из ключевых авторов "новой драмы" рубежа XIX-XX веков, - один из любимых авторов Остермайера. Его социально-заостренные пьесы, в которых семейные отношения отражают противоречия в общественном устройстве, позволяют ему подвергнуть анализу окружающую действительность.
"В те времена, о которых писал Ибсен, буржуазия набирала силу, богатела, укрепляла свою власть и держалась за свои ценности, среди которых - семья, религия. Сейчас наступают похожие времена. Эта пьеса позволяет мне понять сегодняшние отношения в профессиональной, эмоциональной сферах, сделать, по сути, социологический спектакль", - рассказал Остермайер.
По его словам, пьеса подверглась существенной переработке - подобная практика привычна для немецкого режиссера, авторский текст в его спектаклях всегда пересмотрен с поправкой на время.
"С одной стороны, это пьеса, которую все хорошо знают, но с другой, мы существенно переписали текст, в большей степени, чем в ситуации с "Норой". Вместе с драматургом мы занимались переписыванием пьесы и принесли на репетиции уже готовый текст. Конечно, актеры имели возможность импровизировать, свободно играть с текстом, но в итоге мы вернулись к тому, что мы написали", - говорит режиссер.
История доктора Штокманна, оказавшегося изгоем в обществе по причине своей принципиальности для Остермайера - это повод поставить под сомнения ценности современного общества, демократический строй с его приоритетом мнения большинства. Не менее важна для Остермайера и семейная история, противостояние двух братьев, эмоционально обостряющее пьесу.
Сам Ибсен писал о своей пьесе: "Я немного колеблюсь, не зная назвать ли ее комедией или трагедией".
"В своих спектаклях я всегда занимаюсь серьезными конфликтами, и всегда публика смеется. Когда мы устраивали прогоны "Врага народа", я был в шоке: я-то думал, что ставлю трагедию, а люди смеялись. Но думаю, что ирония не отменяет тех серьезных вопросов, которые мы хотели обсудить вместе со зрителями в этом спектакле", - рассказал Отсермайер.
В ближайших его планах очередная работа за границей. В 2013 году он начнет работать с французскими актерами над пьесой Ибсена "Привидения".