Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Трагедия на Кубани несколько иначе разворачивает старую тему имиджа России за рубежом и тех западных стереотипов о русских, которые мы время от времени с разной степенью успеха пытаемся развенчать. Для этого самого "развенчания", считают эксперты, первым делом надо перестать столь болезненно на них реагировать и заняться внутренним содержанием своей страны, а не ее внешним имиджем.
РИА Новости совместно с изданием The Moscow News провели на этой неделе прелюбопытную дискуссию "Россия: стереотипам.net" про международный имидж России и русских. Сначала иностранные журналисты, работающие в Москве, и российские специалисты по PR-технологиям собирались рассуждать на вечную тему, каким образом нам преодолеть негативные или нежелательные устойчивые представления о нас, как о стране, где медведям живется лучше, чем людям. (А люди, если вы до сих пор не догадывались, только и делают, что пьют водку, занимаются энергетическим шантажом, проституцией и сорят легкими награбленными деньгами.)
Но тут случилась наводнение на Кубани – и разговор, который мог бы стать даже забавным, приобрел совсем другую интонацию. Образ сегодняшней России, например, для корреспондента лондонской Guardian Мириам Элдер – это, скорее, коллаж, который распространялся в первые дни катастрофы в соцсетях. На левой его части – фото смущенных японских чиновников, в поклоне просящих прощения у стариков за случившееся с Фукусимой, на другой – загорелый губернатор Краснодарского края Александр Ткачев со словами: "Мне что, надо было каждого обойти?".
"Трудно улучшить имидж страны, не меняя ее содержания", – подчеркивает британская журналистка.
Россия: правительство и прочие национальные бедствия. Читать на сайте InoСМИ >>
Во всем всегда виноваты русские?
Нашу страну по-прежнему часто представляют холодной, пьющей, тоталитарной, с медведями на улицах и балалайкой в каждой семье. Только теперь вместо солдата в серой шинели – увешанный золотом бандит-олигарх. А вместо ядерной угрозы – энергетический шантаж.
"Там привыкли к плохим новостям из России", – привела слова Анатолия Добрынина, бывшего советского посла в США, Седа Пумпянская – руководитель департамента по международным отношениям и связям с общественностью "Сколково" (до этого она в течение 15 лет занималась пиаром России в разных международных организациях).
Зарубежные журналисты, по наблюдениям бывшего посла и Пумпянской, стараются не обманывать ожидания аудитории, выбирая из всего потока событий только негативные. Изменить содержание, вне всякого сомнения, гораздо важнее, чем изменить образ страны, говорит Пумпянская, тем более что во многом критика справедлива. Но имидж России в мире на самом деле, по ее ощущениям, хуже, чем реальность.
На заре перестройки в нашей стране открыл свое дело швейцарский юрист Карл Экштайн. В 2007 году он стал первым Почетным послом России в Цюрихе и занимался налаживанием русско-швейцарских экономических и культурных связей. Развенчание стереотипов о русских – одна из его основных задач, потому что такие представления не только обижают обычных людей, граждан России, но и мешают здоровому бизнес-климату.
Удивительные наблюдения сделал он в те дни, когда случилась авиакатастрофа над Боденским озером. Буквально на следующий день после аварии (в результате которой погибло 52 ребенка и 19 взрослых. – Ред.) в западных средствах массовой информации появились комментарии следующего толка:
"Российский пилот плохо говорил по-английски и поэтому не понял указаний центра координации полетов. Все российские самолеты ненадежны. Они не оснащены никакими системами безопасности, и технический уход за ними очень плохой. Из-за недостаточного финансирования российские пилоты не проходят переподготовку, и поэтому их профессионализм под вопросом. Из-за низкой зарплаты они вынуждены подрабатывать по ночам таксистами, так что приходят на работу невыспавшимися, а зачастую и пьяными. Башкирская авиакомпания была создана в основном для нужд российской мафии".
Правда, однако, оказалась прямо противоположной – пилот был высококлассный, самолет исправен, трагедия произошла из-за ошибки швейцарского диспетчера. "Но весь букет предрассудков против русских был преподнесен как нечто само собой разумеющееся: халатность, алкоголизм, мафия", – констатирует юрист.
Технологии позавчерашнего дня
До перестройки русских в мире почти не знали, образ советского человека ковался на поле брани времен холодной войны – похожий на робота солдат в серой шинели, держащий дрожащую от пьянства руку на ядерной кнопке. Мои друзья рассказывали мне, что даже в лояльной, милой Швеции, пока мы плясали под их "АББУ" и смеялись над Карлсоном, непослушных детей пугали: "придет русский и заберет тебя".
В начале 90-х за границу хлынула толпа бизнесменов и туристов. Теперь к привычному "русскому набору" прибавились мафия, проституция, Горбачев. В 2000-х – нефть, олигархи и Путин.
Недавно в интернете мы смеялись над остроумной пьеской, передающей представления американцев о советской семье, где все пьют водку, включая медведя, ребенка и дедушку, который "вторую неделю стоит в очереди за талонами на талоны", а выпив еще водки и написав письмо в КГБ, греются у атомного реактора под звуки балалайки.
Поскольку ничего, кроме разве что – до определенной степени – водки, здесь больше не соответствует действительности, такие стереотипы легко списать на невежество их обладателей и посмеяться над ними.
Но вот почитайте, как писал уже в 2008 году советник британского правительства Саймон Анхольт, который придумал в свое время понятие "национального бренда" (Anholt Nation Brands Index): "Сейчас Россия на Западе выглядит так: энергетический шантажист, агрессор с имперскими замашками, держава, которую до сих пор ассоциируют с коммунизмом, страна, где много снега и плохих дорог, где процветает криминал... Наряду с матрешкой, балалайкой и медведями главные бренды РФ – автомат Калашникова и коктейль Молотова". Этот образ ранит, под него сложно получить кредиты в западных банках, от него, одним словом, хотелось бы избавиться.
И сделать это должны профессионалы, считает руководитель департамента по международным отношениям "Сколково" Седа Пумпянская: "Без фанфар и пиаровских трюков, без агрессивной пропаганды и антипропаганды – все это технологии позавчерашнего дня".
По ее мнению, профессиональные пиарщики страны должны помогать иностранным журналистам находить позитивные, понятные цивилизованным людям истории, рисующие другой, человеческий образ России. Например, о "Сколково", заметила она, в зарубежной прессе не было ни одной откровенно негативной статьи.
Впрочем, для иностранных журналистов такое предложение помощи может показаться, мягко говоря, неожиданным.
Имидж – ничто
Британская журналистка Мириам Элдер удивлена предложением улучшать образ России с помощью позитивных статей. Она отнесла эту идею к ментальной разнице в понимании профессии журналиста. Ее учили, что журналист должен иметь критический взгляд и искать конфликт во всех событиях, которые собирается освещать. Это касается новостей из любой страны и, прежде всего, своей собственной.
И не так важно, по мнению корреспондента Guardian, как расценят реакцию и действия российских властей жители Великобритании или Америки. "Важно, что думают об этом жители Крымска", – считает Мириам Элдер.
Американский писатель, редактор журнала Atlantic, корреспондент радиостанции NPR и некоторых других американских СМИ Джеффри Тайлер согласен с коллегой – русские слишком много думают о своем имидже, прямо-таки "одержимы пиаром".
"Например, я помню, как во времена холодной войны в США все твердо понимали, что СССР – это страна, которая первой запустила в космос человека. Было ясно, что руководство этой страны не очень заботится о простой жизни советского человека, у них другие приоритеты – обогнать Америку в освоении космоса. И они добились этого".
Сегодня же, по мнению Тайлера, понять приоритеты российского руководства довольно трудно. И это, считает журналист, должно куда сильнее волновать российского обывателя, чем то, что думают о нем люди за океаном.
Вокруг Америки тоже существует нагромождение негативных стереотипов, однако американцам в большой степени наплевать на них, утверждает писатель: их беспокоит то, как идет работа в Вашингтоне, работает ли правительство на благо американского общества и достаточно ли оно прилагает для этого усилий.
О нас никто не думает. Подумаем о себе сами
Русские же, причем это касается и простых людей, и руководителей разного уровня, болезненно реагируют на то, как они выглядят со стороны. И часто пытаются улучшить свой образ силой и угрозами, как в анекдоте: "А того, кто скажет, что я не самый добрый, я побью".
Например, перед финалом "Евровидения-2009" в Москве на национальном отборочном конкурсе в Швеции была показана юмореска – девушки в красных трусах со звездами маршировали под песню, где встречались имена Сталина, Медведева, Путина и Ленина. Российское посольство выразило свое официальное недовольство и в жесткой форме попросило шведов больше не оскорблять наши национальные символы.
А ведь для улучшения имиджа можно эксплуатировать другие, положительные стереотипы – о русском хлебосольстве, духовности, образованности, культуре. Часто к реальности, увы, они имеют такое же далекое отношение, как и медведи с балалайкой, но по-прежнему существуют в мире.
Мириам Элдер считает, что проекты типа "Гражданина Поэта" значительно улучшили бы имидж русских в мире, показав нас людьми талантливыми, свободными, остроумными. Именно такие качества ценятся выше, чем сила, агрессия и даже богатство.
Джеффри Тайлер же вообще открыл страшную правду – лет уже 15 американцы (да и жители других стран) почти вообще не думают про русских. Самое сложное теперь для журналиста, работающего здесь, убедить редактора заказать материал о России.
В последнее время небольшой всплеск интереса был зафиксирован лишь в декабре прошлого года, когда после выборов в Думу начались акции протеста, но и он быстро утих. И американцы вернулись к устоявшимся представлениям о "стабильно-тяжелом" состоянии российской действительности.
С одной стороны, немного обидно, что на нас перестали обращать внимание. С другой – это хорошая возможность сосредоточиться на внутреннем содержании. Например, сделать все, чтобы, когда случаются природные катастрофы, версия о том, что город затопили специально, не приходила населению в голову. Или быть уверенными, что для предотвращения жертв власти сделали действительно все возможное и даже больше.
Ну, а медведи с балалайкой – да пусть будут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции