Рейтинг@Mail.ru
Краснодарские потопы – форс-мажор или новая кубанская реальность? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Краснодарские потопы – форс-мажор или новая кубанская реальность?

© МЧС РоссииНаводнение на Кубани
Наводнение на Кубани
Читать ria.ru в
Шквальный ливень в ночь с 6 на 7 июля в Краснодарском крае привел к подтоплению городов Крымск, Геленджик и Новороссийск и гибели в них почти двух сотен людей. Наводнение стало результатом стечения природных явлений, совпадение которых на Северном Кавказе ранее не наблюдалось.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Шквальный ливень в ночь с 6 на 7 июля в Краснодарском крае привел к подтоплению городов Крымск, Геленджик и Новороссийск и гибели в них почти двух сотен людей. Наводнение стало результатом стечения природных явлений, совпадение которых на Северном Кавказе ранее не наблюдалось. Об этом сообщил РИА Новости заместитель директора Гидрометцентра России по науке, кандидат физико-математических наук Дмитрий Киктев. Вместе с тем, по словам ученого, "за последние десятки лет на Северном Кавказе отмечается тренд в сторону увеличения количества случаев экстремальных осадков".

Черноморский Вьетнам

Впрочем, и без метеостатистики очевидно, что в здешних краях потопы становятся привычным явлением. Десять лет назад по сути то же самое произошло в Новороссийске и долине Дюрсо.

Сценарий краснодарского потопа десятилетней давности почти идентичен нынешнему: шквальный ливень и буквально спустя пару часов потоки воды с гор, смывающие на своем пути все живое. Разница была лишь в том, что в пригороде Новороссийска – Цемдолине – размыло дамбу водохранилища, а на этот раз дамба Неберджаевского водохранилища над Крымском выдержала.

В 2002-м только за один день 8 августа в окрестностях Новороссийска утонули 46 человек, еще 12 – в других районах Краснодарского края, 2 тела были неопознаны и 8 человек пропали без вести.

Сейчас жертв почти в три раза больше. Но и тогда, утверждали ученые, стихийное бедствие было результатом совпадения редких природных явлений. Что же это за обстоятельства?

По словам Дмитрия Киктева, экстремальные осадки были связаны с активизацией располагавшегося над регионом так называемого "южного" циклона. В отличие от "ныряющих" циклонов с северо-запада (со стороны Балтики и Северной Атлантики) "южные" циклоны, приходящие со стороны Средиземного моря, отличаются большой влажностью и приносят больше атмосферных осадков.

Далее сыграл свою роль и характер выпадения осадков. В Геленджике 6 июля весь день шел сильный ливень, за 12 часов с 10 утра до 22 вечера их выпало 253 мм, а в следующие 12 часов ливень пошел на спад – 58 мм. Проще говоря, в этом городе пик стихии пришелся на рабочий день, когда люди бодрствовали. В Новороссийске и Крымске картина была иная: в первом днем 6-го июля выпало 80 мм осадков, а ночью – 212 мм, во втором 15 мм и 156 мм, соответственно.

Еще до основных осадков почва здесь уже была пропитана влагой, и в пик ливня ночью вода уже практически не впитывалась в почву, а просто стекала по ней. Рельеф местности в Новороссийске сгладил бедствие – вода могла стекать в море.

А в Крымске, который находится в низине между гор, рельеф лишь усугубил ситуацию: все ущелья, балки и овраги несли потоки воды в город. Гидрометеорологи называют этот эффект "быстроразвивающимися паводками" – в условиях сложного рельефа и очень сильных осадков за десятки минут уровень горных рек может повышаться на метры.

Объем выпавших за сутки осадков впечатлял. "Я не помню случая, чтобы на территории России за 12 часов выпадало такое количество осадков. Вьетнам, Таиланд, другие тропические страны – там такое происходит", – говорит Дмитрий Киктев.

Олимпийский прогноз

Все когда-то происходит в первый раз. Вопрос сейчас заключается в другом: будет ли это повторятся на краснодарском побережье Черного моря и, если будет, то как часто? Не пора ли объявить этот район паводкоопасным регионом и соответствующим образом перестраивать всю его инфраструктуру?

По словам замдиректора Гидрометцентра Дмитрия Киктева, Черноморское побережье и прилегающие районы Северного Кавказа традиционно отличаются высокой повторяемостью опасных гидрометеорологических явлений. В этом отношении регион Северного Кавказа – один из лидеров на территории страны.

Очень непрост по погодным условиям и район будущих Олимпийских игр-2014. Сильный снег (для Красной Поляны максимальное зарегистрированное суточное количество снега составляет 92 см) или, наоборот, его отсутствие; низкая облачность и низкая видимость и другие погодные напасти – реальная угроза успешному проведению олимпийских мероприятий.

Сложный рельеф, причудливая смесь морского субтропического и альпийского климатов, редкая наблюдательная сеть и короткие ряды данных наблюдений осложняют работу прогнозистов в этом районе.

Что со всем этим делать? "Развивать системы прогнозирования, предупреждения, оповещения и защиты, учитывать при стратегическом и оперативном планировании деятельности погодно-климатическую специфику этого во многом благодатного региона", – считает ученый.

По словам Дмитрия Киктева, 6 июля "краснодарские коллеги сработали четко", дав первое штормовое предупреждение в 11 часов 15 минут 5 июля и повторив и уточнив его в 9 часов 55 минут утра и в 20 часов 15 минут вечером 6 июля: "В связи с выпавшими и ожидаемыми сильными осадками, в ближайшие 1-2 часа с сохранением до конца суток 6.07.12 г. и в последующие сутки 7.07.12 г. на реках, малых реках и водотоках юго-западной части территории Краснодарского края ожидаются резкие подъемы уровней воды, местами с достижением опасных отметок".

Когда краснодарские метеорологи уже видели тучи, готовые разрядиться экстремальными ливнями на экране своего радара, времени у граждан, находившихся в тот момент на юго-западной части территории Краснодарского края (а это120 км по побережью), оставалось ровно столько, чтобы эвакуироваться из своих жилищ, захватив с собой документы и ценные вещи и отогнав свои машины в безопасные места.

При надлежащей системе оповещения и, главное, готовности граждан прислушаться к прогнозу метеорологов людских жертв удалось бы избежать.

Но на месте паводка все равно остались бы разрушенные и завалившиеся дома, поломанная и насквозь промокшая, покрытая слоем ила мебель и другой домашний скарб, разлагающиеся на жаре трупы домашних животных, нарушенные электрические, газовые и водопроводные коммуникации…

Родину не выбирают

Люди на Земле живут и не собираются менять свое местожительства и в других потенциально опасных местах: в непосредственной близи от действующих вулканов, в зонах цунами, тропических ураганов, в поймах периодически разливающих рек. Но все они знают, где живут. Особых систем оповещения об опасности им не надо, они постоянно начеку в силу вековых привычек и опыта, и знают, что делать в случае опасности. А в случае трагедии назначить виноватых распоряжением свыше затруднительно, всем аборигенам будет предельно ясно, кто именно и что именно сделал не так.

Вероятно, такую же ясность можно внести на краснодарском побережье, если официально признать эту зону паводкоопасной. Научных оснований, как вы видели, для этого достаточно.

Но в данном случае наука и жизнь вступают в житейское противоречие. Ведь если официально объявить краснодарское побережье паводкоопасной зоной, то помимо многого другого, надо будет в целях безопасности разрушить сотни, если не тысячи самодельных дамб в здешних горах, с помощью которых предприимчивые краснодарцы создали собственные мини-водохранилища для дачно-огородных и рыборазводных целей.

По той же причине придется снести сотни "нахаловок", как тут говорят, теснящихся по дну и склонам ущелий, балок и оврагов и за счет курортников дающих краю в туристический сезон многомиллионную прибыль.

Так что, скорее всего, катастрофический паводок в Крымске останется уникальным и непреодолимым стечением природных обстоятельств, форс-мажором, а не новой реальность кубанского побережья.

В истории гидрометеорологии он будет отличаться от аналогичного форс-мажора 2002 года в Новороссийске лишь числом человеческих жертв, потраченной на компенсации из бюджетов разных уровней суммой денег и, вероятно, показательным судом над кем-нибудь из местных чиновников.

Потоп десятилетней давности закончился приговором бывшему мэру Новороссийска Валерию Прохоренко – 3,5 года условно. Когда (и если) случится третий кубанский форс-мажорный потоп с жертвами и будет очередной суд над очередными чиновниками, то накопится достаточно данных, чтобы оценить, зависит ли суровость приговора от силы природного катаклизма.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала