Рейтинг@Mail.ru
Спектакль о встрече прошлого и настоящего показали в Авиньоне - РИА Новости, 11.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Спектакль о встрече прошлого и настоящего показали в Авиньоне

© Фото : Festival d'Avignon Сцена из спектакля "Кольца Сатурна"
Сцена из спектакля Кольца Сатурна
Читать ria.ru в
Спектакль "Кольца Сатурна" об умирающем человеке, пытающемся найти исходную точку своей судьбы, показали во вторник на Авиньонском театральном фестивале во Франции. "Кольца" поставила британский режиссер Кэтти Митчелл по роману немецкого писателя Винфрида Георга Зебальда.

АВИНЬОН, 11 июл - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль "Кольца Сатурна" об умирающем человеке, пытающемся найти исходную точку своей судьбы, показали во вторник на Авиньонском театральном фестивале во Франции.

"Кольца Сатурна" поставила британский режиссер Кэтти Митчелл по роману немецкого писателя Винфрида Георга Зебальда. По сюжету, рассказчик отправляется в пешее путешествие по пустынному побережью графства Саффолк. Встречая следы былой жизни, иного уклада, герой погружается в прошлое - во времена Первой, а потом и Второй мировой войны. Хмурое побережье становится местом встречи прошлого и настоящего, а рассказчик - своеобразным проводником во времени и пространстве. Роман Зебальда балансирует между документалистикой и вымыслом.

Митчелл поставила "Кольца Сатурна" с актерами Кельнского театра Schauspiel. На Авиньонском фестивале этот спектакль показывали в помещении Gymnase Aubanel, брутальный вид которого как нельзя лучше подходил к развернувшемуся здесь действу: оголенные толстые бетонные стены, никаких признаков театра, фактически - изнанка театрального зала.

Атмосфера спектакля, да и сама фабула, созданы звуковой партитурой: актеры взаимодействуют с предметами, добиваясь от них звука, иллюстрирующего то или иное действие. Они произносят текст по очереди, превращая его в музыку - звуки ветра, воды, шагов, ювелирно воссозданные артистами, легко рисуют картинку в воображении. Постановка Митчелл подтверждает тезис о том, что спектакль происходит не на сцене, а у зрителя в голове.

Впрочем, и та картинка, что на сцене, тоже притягивает своей странной красотой - по сути, это лаборатория, закулисье театра как такового: две кадки с водой, поменьше и побольше, - ворочая в них ковшом, можно добиться звука тяжелых волн, бьющихся о берег, или легкого всплеска реки в тихий день. Ветер на побережье - всего лишь сухая ветка кустарника, потрескивающая в руках актера. Слева от центра на сцене расположена небольшая, вроде песочницы, площадка, в которой секторами насыпаны песок и галька. Стоит актрисе потоптаться на песке, уминая его ногами, как зритель может легко представить себе путника, бредущего по серому берегу пустынного графства Саффолк.

Жизнь звуков, рожденная актерами, существует в тесной связи с жизнью картинки, создаваемой на экране: три видеопроекции показывают то, что могло предстать перед взором странника, героя спектакля. Бесконечная вереница черно-белых пейзажей - безбрежное суровое пространство без признаков жизни, но с приметами опустошения и вырождения. Равнина вдоль моря, монотонные волны, серая колышущаяся трава, иногда - труп какой-то птицы, заброшенная усадьба.

Слегка монотонный текст, иногда вдруг разгоняющийся до лихорадочного бега, резонирует с мрачной картиной недружелюбной природы, будто выталкивающей человека - героя нет на сцене, но мы чувствуем его испуг, слышим его неровное дыхание и жалобный скрип песка под ускоряющимися шагами. Возникающие паузы, картинка, застывающая на меланхоличных пейзажах - все это делает атмосферу спектакля близкой поздним фильмам Тарковского. Она гипнотизирует, уводит в свой мир, сосредотачивает на чем-то внутри себя - при этом само повествование почти лишено, вроде бы, философских размышлений.

Как и другие романы Зебальда, "Кольца Сатурна" написан от первого лица, что заставляет исследователей творчества писателя спорить о степени автобиографичности его работ. Герой Зебальда - путешественник, одинокий странник с меланхоличным, философским взглядом. В спектакле Митчелл путешествие героя изначально лишено признаков реальности. Этот путь совершает умирающий человек, мысленно возвращаясь к началу жизни, пытаясь найти исходную точку своей судьбы.

Образ умирающего человека, постоянно присутствующий на сцене, контрастирует с теми мельчайшими описаниями дорог, природы, белых бьющихся волн, которыми переполнен текст. Каменная стена в глубине сцены отодвигается, за ней - больничная палата, койка, на которой лежит старый человек. Вокруг него суетятся медсестры, камера показывает крупно лицо больного, руки медсестры, трубочки и ампулы.

© Festival d'Avignon
Сцена из спектакля "Кольца Сатурна"

"В какую точку надо вернуться, чтобы найти начало?" - этот вопрос, рефреном звучащий в спектакле, обращен к себе, ко времени и к пространству. Этот мир, кажущийся неподвижным, слишком быстро меняется, и иногда уже трудно найти корни и истоки. Эта бездомность и одиночество рождает даже не беспокойство, а меланхолию - этим чувством наполнен спектакль Митчелл, в финале которого занавески колышутся в пустой, голубым светом освещенной, палате.

Авиньонский фестиваль, который в этом году проходит в 66-й раз, стартовал 7 июля и продлится три недели. Каждый год этот театральный форум собирает лучшие спектакли, созданные в разных уголках Европы. Арт-директором, сформировавшим программу нынешнего фестиваля, стал режиссер Саймон Макберни - основатель знаменитого театра "Комплисите".

В основной программе этого года - целый ряд тех, кого смело можно включить в десятку лучших театральных режиссеров мира. Среди них: Ромео Кастеллуччи, Томас Остермайер, Кристоф Марталер, Жозеф Надж, Кэтти Митчелл, Корнель Мундруцо, Стефан Брауншвейг.

Помимо основной программы, традиционно Авиньонский фестиваль - это и множество дополнительных смотров. В этом году Авиньон представит программу "Двадцать пятый час", позволяющую увидеть персональные проекты актеров, занятых в спектаклях основной программы, а также целый ряд выставок и концертов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала