Очередное слияние вузов произошло в Москве: Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) вошел в состав Московского городского педагогического университета (МГПУ). Удастся ли обновленному вузу стать одним из базовых центров педагогического образования в соответствии с национальной инициативой «Наша новая школа», в интервью РИА Новости рассуждает его ректор Александр Кутузов.
- Александр Геннадиевич, почему было принято решение об объединении МГПУ и МГПИ?
- Решение принято в рамках общей стратегии, которая реализуется в стране. Вузы должны играть в современном обществе более значимую роль: не только готовить специалистов, но и генерировать новые идеи, превращаться в открытые социальные структуры, влияющие на свое окружение. Чем больше вуз, тем больше таких возможностей.
МГПУ и МГПИ создавались московским правительством для решения разных задач. МГПУ готовил кадры не только для системы образования, но и экономистов, юристов, социологов, менеджеров для нужд города, а МГПИ задумывался как камерный вуз, готовящий специалистов по вопросам воспитания, социализации, развития здоровьесберегающих технологий в системе образования. Сейчас эта узкая специализация уже неактуальна.
Объединение двух вузов даст синергетический эффект: обновленный МГПУ должен стать базовым центром педагогического образования. В его состав войдут колледжи, школы, детские сады. Расширятся возможности для научных исследований. Мы планируем координировать работу московских ассоциаций учителей и директоров школ, оказывать им методическую и организационную поддержку.
Общее число наших студентов - около 25 тысяч, преподавателей - около 2,5 тысяч, так что МГПУ становится самым большим педвузом России.
- Реорганизация вузов не всегда проходит гладко - недавно преподаватели Горного университета протестовали против присоединения к МИСиС...
- У нас никаких протестов нет. Сокращений не планируется, преподаватели нагрузкой обеспечены, стоит задача сохранить потенциал обоих вузов. У нас не теряется ни одна специальность, ни одна программа. Прием в бакалавриат немного уменьшается, но в магистратуру - увеличивается.
Риски объединения возникают, когда «скрещивают осинку с апельсинкой»: если педвуз объединить с аграрным или техническим, он теряет свою идентичность, оказывается на задворках, и подобные примеры были. А мы объединили «апельсинку с мандаринкой», и это дает дополнительные ресурсы для решения масштабных задач. В рейтингах гуманитарных и педагогических вузов России МГПУ занимает ведущие места, но теперь у нас больше возможностей добиться устойчивого первого места.
- Как именно объединение вузов может повлиять на качество образования?
- В МГПУ готовили социальных работников, в МГПИ - социальных педагогов и специалистов по социально-культурной деятельности. При объединении получился интересный симбиоз - в обновленном университете создается Социальный институт. Его выпускники получат больше возможностей для трудоустройства.
Или - специальное образование. В МГПУ есть факультет специальной педагогики, в МГПИ - факультет дефектологии, это две научные школы, на базе которых мы решили открыть Институт специального образования и комплексной реабилитации. И это будет самый сильный в стране институт в этой области: такого количества специалистов-дефектологов, признанных на мировом уровне, нигде больше нет.
- В 1995 году, когда был открыт МГПУ, в столичных школах не хватало 5 тысяч учителей, сейчас зарплаты выросли, и скорее речь идет об избытке педагогов. Не останутся ли ваши выпускники без работы?
- В МГПУ около 75% выпускников находили работу по специальности, а средний показатель по российским педвузам - 20%. И ориентация на практику будет только усиливаться - мы открываем «педагогическую интернатуру», то есть даем возможность выпускникам бакалавриата пройти годичную стажировку в школах под руководством методистов и опытных учителей.
Но даже в условиях отсутствия дефицита кадров в школах происходит постоянное обновление педагогического состава: 22% учителей Москвы - пенсионеры. Многие работают на полторы-две ставки, и это тоже резерв для трудоустройства молодых. Наконец, растет рождаемость - все больше требуется учителей начальных классов и воспитателей детских садов, а их тоже готовит наш университет, в том числе из выпускников колледжей.
- В Москве объединяются не только вузы, но и школы, причем в последнем случае нередко возражают и учителя, и родители.
- Объединение школ - тоже общий тренд, обусловленный теми же причинами, что и в случае с вузами. Но все зависит от конкретных ситуаций. Если у одной школы сильный педагогический состав, способный осуществлять методические функции по отношению к другой школе - объединение оправданно. Бывает так, что школы просто не наполняются, поскольку строились в расчете на большее число жителей, а здания надо использовать.
Возражения обусловлены, прежде всего, инерцией, а это страшная сила: люди не хотят ничего менять, предпочитают сидеть без дела и чего-то ждать. Но в любом случае без решения управляющих советов школ в Москве их никто объединять не будет.
Подготовила Ольга Дашковская, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости