МОСКВА, 8 июл - РИА Новости. В преддверии дня российской почты, который отмечается с 1994 года во второе воскресенье июля и в этом году попадает на 8 число, руководство "Почты России" поздравило сотрудников предприятия, а девять из них удостоились звания "Мастер связи" за успехи в развитии и совершенствовании почтовой связи.
Глава предприятия Александр Киселев также поздравил и других российских почтовых операторов.
"Почта России", наверное, единственное предприятие в стране, которое может гордиться тем, что имеет такой созданный профессиональный праздник, - сказал он на торжественном мероприятии в преддверии праздника. - С другой стороны, мы делим его более чем 400 операторами в РФ, которые имеют лицензию на оказание услуг почтовой связи. И я думаю, что этот праздник в равной степени имеет отношение и к нашим коллегам, работающим на рынке".
От Киевской Руси до наших дней
Начало и развитие почтового дела в России восходит к временам Киевской Руси и X веку. Во времена Ивана III и Бориса Годунова появилась первая почтовая линия, связавшая Москву с Ригой. Затем, в 1693 году при Петре I появилась почтовая ветка на Архангельск, позднее - почтамты в Москве, Риге и Петербурге. В 1698-1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва - Санкт-Петербург.
Сегодня почтовая связь по-прежнему занимает важное место в жизни общества и обеспечивает информационное пространство страны, коммуникацию граждан, представителей бизнеса и органов власти.
А у нас скоро будет ГЛОНАСС
Сегодня наиболее актуально техническое развитие почты, считает руководитель Федерального агентства связи РФ Олег Духовницкий.
В рамках программы инновационного развития ведется работа по модернизации инфраструктуры логистики технико-технологического обновления предприятия, строится сеть автоматизированных сортировочных центров, которые будут функционировать в местах максимальной концентрации почтовых потоков, напомнил чиновник. Весь автопарк, задействованный для перевозки почты, до конца этого года будет оснащен спутниковыми и бортовыми терминалами с подключением к системе ГЛОНАСС.
Внедряются технологии гибридной почты, которые позволяют сократить сроки прохождения почты от 30 до 40%, развиваются автоматизированные процессы выдачи посылок с использованием сетей почтамтов.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер заверил руководство почтового оператора, что государство почту без поддержки не оставит.
"ФГУП "Почта России" сегодня стоит на таком переломном этапе, когда, с одной стороны, нужно сохранить то, что мы с вами делали многие годы - это традиционные услуги, и в то же время выйти на новый качественный уровень развития", - сказал он на торжественном мероприятии.
Не случайно, сейчас активно обсуждаются вопросы об акционировании "Почты России" и создании "Почтового банка". "Ясно одно, почта нужна государству и понятно, что государство будет делать все, чтобы поддержать почту", - отметил чиновник.
Неприятности
Последний год выдался у "Почты России" непростым. В первом квартале 2012 года предприятие показало рост чистого убытка в 13 раз - до 2,012 миллиарда рублей, а рост выручки - всего на 6% - до 29,654 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Большой резонанс вызвала информация о массовом закрытии почтовых отделений в Москве и скандал с выдачей микрокредитов в отделениях "Почты России" "под невообразимо чудовищный процент", где оператор выступал как агент по оформлению документов и пересылку денег заемщикам. Также были и штрафы за задержку писем, и ограбления почтовых отделений в Москве и нападения на почтальонов.
Осенью 2011 года Киселев признал, что проект мобильного ритейла, который стартовал в июле 2010 года, не оправдал ожиданий предприятия. "Результаты оказались ниже моих ожиданий. Нельзя сказать, что мы стали крупным игроком на рынке сотового ритейла, продажи растут не такими темпами, как мы думали", - заявил тогда Киселев.
Обратная связь
Несмотря на все усилия создать новый имидж "Почты России" Общество по защите прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" ежемесячно получает до полусотни жалоб от россиян на неудовлетворительное качество услуг предприятия, сообщил РИА Новости председатель организации Михаил Аншаков.
Претензии к монополисту из года в год одинаковые: пересылка идет медленно, кроме того, нерадивые сотрудники отделений связи нередко вскрывают письма и бандероли.
По словам Аншакова, практика возмещения морального вреда через суд в связи с неудовлетворительной работой "Почты России" в нашей стране ничтожно мала. "Судиться с "Почтой России" очень сложно, потому что потребителям чаще всего серьезный материальный ущерб все-таки не наносится. Однако если в процессе пересылки исчезла ценная вещь, то обратиться в суд нужно обязательно", - считает эксперт.
Он отметил, что за время существования ОЗПП в суд было направлено всего несколько исков в адрес "Почты России". "Эти дела были связаны с потерей ценных вещей, и все они были выиграны потребителями", - говорит защитник.
Не все так плохо
В то же время оператор продолжает развивать новые перспективные направления. В июне этого года "Почта России" и MasterCard подписали соглашение о совместном развитии финансовых продуктов и технологий в России, ранее почта совместно с инвестхолдингом "Финам" запустили совместный проект по предоставлению брокерских услуг в почтовых отделениях.
Продажи мобильных телефонов в отделениях почты в первом квартале 2012 года выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - до 50 тысяч штук. Чистая прибыль почтового оператора по итогам прошлого года достигла 798 миллионов рублей, на 65% превысив результат 2010 года. Выручка предприятия за прошлый год выросла на 14,5% - до 120,7 миллиарда рублей.
По результатам всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в ноябре 2011 года, банковские отделения, "Почта России" и банкоматы являлись наиболее востребованными среди россиян каналами совершения платежей. В октябре прошлого года почта приступила к строительству автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) в Батайске Ростовской области.
"Хотя почту критикуют, но анализ показывает, что наша российская почта, несмотря на все трудности, все проблемы, это организация, которая прибыльна, которая зарабатывает большие деньги и идет по пути модернизации своего предприятия, идет по пути создания нового облика почты", - резюмировал Мардер.