ПАРИЖ, 5 июл - РИА Новости, Владимир Добровольский. Крушение рейса Рио-де-Жанейро - Париж в 2009 году произошло из-за непонимания экипажем ситуации и нарушения эксплуатационного режима самолета, заявил директор французского Бюро расследования авиакатастроф (BEA) Жан-Поль Троадек, огласивший в четверг итоговый доклад о причинах катастрофы.
Самолет авиакомпании Air France рейса AF447 из Рио-де-Жанейро в Париж потерпел крушение 1 июня 2009 года. На его борту находились 228 человек, все они погибли. Французское Бюро расследования авиакатастроф (BEA) в мае 2011 года сообщило, что специалистам удалось извлечь все данные бортовых самописцев лайнера, которые около двух лет пролежали на дне океана на глубине 3,9 километра.
"Эта катастрофа стала результатом отклонения от эксплуатационного режима самолета экипажем, который перестал осознавать ситуацию. Эта категория несчастных случаев около 10 лет является самой смертоносной на общественном транспорте. Она касается как классических самолетов, так и современных моделей, как Boeing, так и Airbus", - сказал Троадек журналистам.
Он отметил, что расследование причин крушения завершилось.
"С завтрашнего дня BEA направит новые рекомендации (в авиакомпании и агентства по авиационной безопасности), в том числе восемь по обучению пилотов и пять - по сертификации самолетов. Некоторые меры уже принимаются, для выполнения других рекомендаций могут потребоваться годы. BEA будет следить за исполнением рекомендаций", - заявил директор Бюро.
В свою очередь, руководитель расследования Ален Буйяр сообщил, что BEA подготовило 25 новых рекомендаций.
"Пилоты должны лучше знать устройство самолетов и изменение характеристик при ухудшении ситуации во время полета. Нужно улучшить практическую и теоретическую подготовку, базовые и технические знания о самолете и механике полета, а также взаимодействие экипажа в ситуациях сильной эмоциональной нагрузки", - заявил Буйяр.
BEA рекомендует доработать учебные тренажеры, чтобы они более реалистично изображали трудные ситуации в полете.
По данным Бюро, проблемы во время выполнения рейса из Рио-де-Жанейро начались после того, как кристаллы льда нарушили работу датчиков скорости "Пито". Из-за несоответствия измеренных скоростей автопилот отключился. В этот момент командир корабля отдыхал, управление взял второй пилот, действия которого и привели самолет к сваливанию, из которого воздушное судно так никто и не вывел.
"Через 20 секунд после отключения автопилота третий пилот обнаружил, что самолет набирает высоту. Он попросил действующего пилота стабилизировать траекторию, быть внимательным к скорости и спуститься обратно. Хотя точных указаний не последовало, этого было бы достаточно для краткосрочной стабилизации ситуации", - сказал Буйяр.
Самолет поднялся до высоты 38 тысяч футов (11,6 тысяч метров) с вертикальной скоростью 6 тысяч футов в минуту (1,8 тысяч метров). По словам Бруйяра, второй пилот действовал резко и несдержанно, увеличив угол тангажа с 0% до 10% за 10 секунд, тогда как на таких высотах предельно допустимый угол составляет 6%.
"В этот момент была набрана максимальная высота, прозвучало предупреждение о сваливании", - сказал эксперт.
По словам эксперта, после этого самолет начал падать с вертикальной скоростью 10 - 11 тысяч футов в минуту (3 тысячи метров), угол падения до крушения составлял 35 - 45 градусов.
Вскоре командир вернулся в кабину, но его присутствие ничего не изменило. Экипаж, по словам Буйяра, до момента крушения не обращал внимания ни на сигнал о сваливании самолета, работавший с перерывами, ни на соответствовавшую тряску.
"Была преодолена планка ускорения, самолет вышел за пределы эксплуатационного режима. Судно можно было бы вернуть в эксплуатационные рамки, опустив ручку управления, но она осталась в положении набора высоты, что лишь усугубило ситуацию", - отметил Буйяр.
По его словам, пилоты полностью потеряли контроль над ситуацией.
"На данной стадии только крайне решительный и хорошо осознавший ситуацию экипаж мог бы вернуть самолет в рамки эксплуатационного режима", - заявил эксперт.
Вместе с тем, глава BEA Троадек отметил, что Бюро не устанавливает юридическую ответственность виновных в крушении лайнера, которое стало крупнейшей авиакатастрофой за всю историю Air France. Виновных определит суд, который ведет свое расследование. В среду были обнародованы выдержки из доклада судебных экспертов, в котором отмечена потеря данных из-за обморожения датчиков "Пито" и отсутствие нужной реакции со стороны экипажа.