МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. Российские кинодеятели рассказали РИА Новости, какие дополнения они считают необходимым внести к идее Никиты Михалкова об изучении школьниками 100 лучших фильмов.
В минувшую пятницу Михалков предложил ввести в школах уроки, на которых школьники 6-7 класса изучали бы сотню лучших фильмов. Министр культуры Владимир Мединский попросил департамент кинематографии проработать порядок выбора списка киношедевров, причем так, чтобы там обязательно была квота на российские картины.
А как вы относитесь к идее Никиты Михалкова ввести в школе уроки по изучению 100 лучших фильмов? >>
Режиссер Александр Прошкин сказал, что в целом поддерживает предложение Михалкова, но считает, что должно быть два параллельных курса - мировое кино и российское.
"Идея Михалкова хорошая и правильная, но я считаю, что главный акцент надо сделать на истории русского кино. Это должен быть специальный курс, включающий 100 лучших картин, - сказал Прошкин.
По его мнению, определить, какие фильмы нужно включить в этот список, могут помочь социологи.
"Причем, фильмы должны быть рассмотрены и с точки зрения художественной информации, которую они несут, и то, как они работают на образное понимание своей страны. Надо прекратить поливать помоями русское кино. Не газ и нефть, а великая русская культура, русское кино, - это наше национальное достояние, выражающее национальную идею", - считает режиссер.
Например, фильм Шукшина "Калина красная", по его словам, безусловно, работает на образ страны.
По мнению режиссера Владимира Хотиненко, который также является заведующим кафедрой режиссуры во ВГИКе, школьная кинопрограмма должна включать изучение шедевров анимации, игрового и документального кино.
"Идея Михалкова - правильная, и в других странах, например, в США это давно уже существует. Главное не затянуть с этим, не заболтать, как у нас бывает, введение такого курса в школе", - уверен Хотиненко.
Он отметил, что, прежде всего, надо решить вопрос методики такого предмета - будет ли он обязательным или факультативным, и как нужно показывать фильмы - по возрастам или как-то иначе.
"Дело не в цифрах - это может быть 100, меньше или больше картин, но, конечно, в программу должны быть включены все жанры: анимация, игровые ленты, и документальное кино. Это должна быть широкая программа, воспитывающая кинематографический вкус и способность оценивать фильмы", - уточнил собеседник агентства.
Он назвал несколько режиссеров, чьи фильмы, на его взгляд, обязательно должны присутствовать в программе: Андрей Тарковский, Михаил Ромм, Юлий Райзман, Глеб Панфилов, Василий Шукшин, Андрей Кончаловский, Никита Михалков.
Алексей Герман-младший считает, что для выбора фильмов должна быть создана специальная комиссия с участием независимых экспертов.
"В этот список я бы включил разные фильмы, начиная от "Унесенных ветром" и заканчивая Тарковским. Мне кажется, что должна быть поставлена задача воспрепятствования интеллектуальной деградации, которая у нас происходит" - сказал режиссер, добавив, что готовясь к лекции по фильму "Сталкер", нашел в интернете большое количество комментариев, в которых люди были уверены, что это фильм по компьютерной игре.
Известный режиссер, худрук театра "Ленком" Марк Захаров одобряет идею Михалкова, но считает, что это должно быть факультативно, так как школьники и так перегружены.
"Список фильмов надо сформировать из лучших российских и иностранных картин. Отечественные, начиная с "Броненосца "Потемкина", а также фильмы с участием Михаила Ульянова, Евгения Урбанского - все те, что составляют культурный стержень", - отметил он.
По его мнению, состав комиссии, которая будет определять, какие конкретные кинопроизведения войдут в программу для школы, должен быть сформирован из профессионалов в разных областях культуры: кинематографистов, культурологов, социологов, людей, занимающихся литературой и искусством. И в этой группе должны быть представители старшего поколения и молодежь.
Режиссер Павел Лунгин также поддерживает инициативу Михалкова.
"Это очень хорошее предложение. Я знаю, что, например, во Франции такие уроки уже есть. Надо учить детей смотреть кино - так же, как детей учат читать или считать. Вот когда изучают в школе, например, "Капитанскую дочку", обращают внимание не только на содержание, но и на художественные образы. А в фильмах сейчас многие привыкли видеть только полуторачасовой сюжет. Молодые люди не могут сконцентрировать на чем-то больше 10-15 минут, поэтому и многие современные режиссеры пытаются дробить фильм на несколько историй. Но нужно учить людей смотреть кино, обсуждать кино, видеть основу кино. Дети должны изучать мировое, советское и постсоветское кино", - подчеркнул Лунгин.
В качестве примеров, какие фильмы нужно изучать, режиссер назвал картины "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна и "Мы из Кронштадта" Ефима Дзигана.