МУЗАФФАРНАГАР, ТАРН-ТАРАН (Индия), 3 июл - РИА Новости, Евгений Пахомов. Небольшой город Музаффарнагар в индийском штате Уттар-Прадеш раз в году, в конце июня - начале июля, на несколько дней становится центром празднований, посвященных началу сезона дождей. Обычно сюда приглашают известных индийских музыкантов, певцов, исполнителей национальных танцев. Но на этот раз гости были особые - городская община пригласила показать свое искусство воинов-сикхов. В сегодняшней Индии нечасто можно увидеть мастеров, владеющих "гатка" - средневековым искусством боя, которое практикуют сикхи - представители местной религии.
Тюрбан по всем правилам
"Раньше каждый сикх умел владеть мечом, знал искусство боя на палках. А сегодня это умеют уже немногие, и поэтому мы пытаемся сохранять боевое искусство и пропагандировать его", - говорит Канвалджит Сингх, руководитель группы "Бир Хальса", название которой можно перевести как "Храбрость сикхов".
Мы беседуем в комнате, в которой сикхи готовятся к выступлению. Ребята выступают в исторических костюмах, которые, как оказалось, надевать совсем не просто. Главное здесь - особый боевой тюрбан, который называется "думалла".
Сикхи не носят шлемов, а сложно намотанный боевой тюрбан позволял даже парировать скользящий удар сабли. "А прямого удара допускать нельзя", - сказали мне. По всем правилам "думаллу" накручивают на голову почти час - наматывают несколько слоев ткани, закрепляют, украшают шнурами и бусинами.
Вильгельм Телль с сикхским акцентом
Потом началось выступление. Сикхи больше привыкли демонстрировать свое искусство на поле среди соплеменников. Однако и на сцене они чувствовали себя довольно уверенно. Сначала парни показали бой на палках и мечах под пенджабские ритмичные мелодии. Короткий меч сикхов называется "кирпан" - у многих участников "Бир Хальса" это старинное кованое оружие.
Однако кульминацией выступления стала демонстрация "силы, терпения и храбрости". Оказалось, это тоже традиция - в промежутках между боями на бивуаках воины соревновались и в этом.
Впрочем, современность вносит коррективы - так, сикхи на сцене перегрызали зубами лампы дневного света, которых, конечно, не было в средние века. Они кололи ударами мечей глыбы льда и разбивали кокосовые орехи на головах партнеров.
Потом была демонстрация "точности и контроля дистанции". Руководитель "Бир Хальса" Канвалджит Сингх с завязанными глазами большим молотом разбил кокосовые орехи и арбузы, лежащие рядом с головами его товарищей. Публика замерла в страхе, но все обошлось - под молотом мастера крошились именно кокосовые орехи и арбузы.
"Если вы хотите посмотреть, как мы тренируемся, приезжайте к нам в школу в город Тарн-Таран", - сказал Канвалджит Сингх. Корреспондент РИА Новости с охотой воспользовался приглашением.
На стыке индуизма и ислама
Сикхизм - молодая религия. Ее основатель Гуру Нанак создал ее в 15 веке, объединив черты индуизма и ислама. Сикхи живут в Индии в основном в штатах Пенджаб и Харьяна.
Десятый сикхский гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию. Он ввел обязательные для мужчин атрибуты сикхизма: длинные нестриженые волосы, заправленные под тюрбан, а также обязательный кинжал или кирпан на боку, гребень, стальной браслет, особый род одежды. С тех пор сикхи стали выделяться из всего населения Индии.
Хальса - так называется сикхская община - должна была уметь защищать свою веру в мусульманском и индуистском окружении. А Великие Моголы, правители средневековой Индии, постоянно пытались силой обратить их в ислам, причем весьма жесткими мерами.
Постепенно сикхизм превратился в военизированную религию, в которой храбрость и самоотверженность стали цениться как религиозные добродетели. Каждый мальчик-сикх после церемонии инициации получает к своему имени приставку "сингх" - лев.
В средние века и в новое время сикхи считались лучшими воинами на севере Индии. Не случайно именно они остановили триумфальное продвижение британских колониальных войск по Индостану. Лондону пришлось пройти через две кровопролитные англо-сикхские войны, прежде чем они смогли захватить княжество Пенджаб - вотчину сикхов. И сегодня много сикхов служит в армии и полиции.
Бои на мечах вместо опиатов
Город Тарн-Таран расположен в центре Пенджаба. Это сикхский город, знаменитый своей гурдварой (храмом) Шри Дарбар Сахиб. Это одна из самых известных святынь в сикхском мире - здесь проповедовали знаменитые сикхские гуру.
Школа, где тренируются те, кто хочет изучить "гатка", находится совсем рядом с гурдварой. Занятия проходят на крыше расположенного у входа в храм общежития для паломников.
Тренировки начинаются с рассветом, около пяти утра. Днем в это время года слишком жарко. И первыми на тренировки приходят девушки - они тоже занимаются "гаткой". Девчонки, по большей части старшие школьницы, довольно уверенно пользуются мечом и щитом.
"Наш идеал - женщины-воины средневековья. В старину женщины-сикхи нередко бились наравне с мужчинами", - объяснила одна из девушек, прижимая к груди меч.
Затем наступила очередь молодых мужчин. Многие из них действительно здорово умеют владеть кирпаном. Но занятия начались с упражнений с палкой. Оказывается, исторически само слово "гатка" означало "посох", и умение защищаться обычной палкой сикхи считают не менее важным, чем владение мечом.
Мне также показали уже подзабытое оружие "чаакара". Это плетеный щит, который нужно быстро вращать. Его использовали для защиты, например от стрел и копий. Но чаще "чаакару" применяли в бою, чтобы запутать противника - набросив ее на врага и сковав его движения - а потом нанести ему смертельный удар.
"Знаете, сегодня в Пенджабе много проблем - преступность, растет наркомания. Мы хотим, чтобы молодежь нашла себя в "гатка". Мы пропагандируем здоровый образ жизни, силу, храбрость, пытаемся удержать молодежь от наркотиков и другой дряни", - убеждает меня Канвалджит Сингх.
Бои учебные, мечи настоящие
Занятия заканчиваются учебными боями на мечах. В таких поединках проигравшим считается тот, кто пропустил удар или вышел за пределы круга.
Удар бойцам можно только фиксировать, бить в полную силу нельзя. Сражались парни отчаянно, так, что судье приходилось их даже сдерживать, - мечи-то настоящие.
Напоследок ученики школы "Бир Хальса" решили показать российскому журналисту свою храбрость и крепость. Мы вышли на улицу, где один из парней лег на землю, положив голову в выемку, сделанную в бревне, а один из сикхов проехал по бревну на джипе - почти по голове своего товарища. Тот встал как ни в чем не бывало. "Пусть и в России знают, какие мы крепкие!" - сказали корреспонденту РИА Новости.