Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости
На первый взгляд, в Санкт-Петербурге в пятницу поздним вечером состоялась не вполне обычная по меркам мировой дипломатии встреча. Госсекретарь США Хиллари Клинтон и ее российский коллега Сергей Лавров 30 июня все равно оба будут в Женеве, где поучаствуют в "сирийской встрече", организованной спецпредставителем ООН Кофи Аннаном. И зачем им тогда понадобилось общаться в нашей "северной столице" накануне и отдельно – ну, приехали бы в Женеву на час раньше и поговорили бы…
Президент Клинтон?
Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что сама встреча запланирована была до того, как появилась если не сама идея женевской конференции, то ее дата – 30 июня. Суть дела была в том, что раз уж Клинтон окажется в городе в нескольких часах пути от Москвы... И вот ведь как удачно все получилось: за день до Женевы!
О чем договорились два дипломата, говорится скупо. Лавров считает теперь, что в Женеве есть не просто хороший, а "очень хороший" шанс найти "общий знаменатель" и "путь вперед". США понимают нашу позицию, а "мы ответили взаимностью". Оба веселились и шутили. На вид - о чем-то и правда договорились, хотя как-то не звучало заявлений о том, чтобы Москва пообещала не снабжать отремонтированными вертолетами сирийское правительство или вдруг захотела бы, на радость Америке, отставки президента Башара Асада. Хотя для Обамы, идущего на перевыборы, критерий успеха – только эта самая отставка. В общем, обычная дипломатия – встречаются снова и снова, потихоньку сближают позиции…
Зато нет ничего обычного в положении самой Клинтон. Это дипломат, умело использующий даже свое двусмысленное служебное положение. Двусмысленное потому, что известно: она сама вот-вот уйдет со своего поста. Вопрос, куда – на отдых или на повышение?
Сначала о мероприятии в Санкт-Петербурге – оно проходит по линии АТЭС, посвящено теме "Женщины и экономика". Что такое на самом деле АТЭС, очень хорошо видно по годовому расписанию такового. Из расписания понятен и тот факт, что сентябрьский ежегодный форум и саммит во Владивостоке – то будет уже завершение годового председательства России. А место действия немалой части событий в АТЭС 2012 года оказалось на берегах Невы. И, в частности, на этих берегах госсекретарю США в пятницу вручили премию – за вклад, хороший пример и так далее. А тут и Сергей Лавров подъехал…
Что касается дальнейшей судьбы Хиллари Клинтон, то вашингтонские колонки светско-политических сплетен давно обсуждают эту тему, потому что впервые о своем уходе с работы Хиллари заговорила более года назад. Но сейчас разговор идет несколько другой.
Уйдет-то она уйдет, как и собиралась – после окончания первого президентства Барака Обамы. Но теперь возникла идея, что уйти она может в вице-президенты вместо Джозефа Байдена, причем объявят о таком решении этой осенью, перед ноябрьскими выборами. И поскольку Хиллари в Америке очень уважают – она, кстати, самый рейтинговый из действующих политиков, то такой выбор очень даже может качнуть замершую сейчас между республиканцами и демократами чашу весов.
А теперь представим себе: одно дело "сближать позиции" по Сирии или чему угодно просто с госсекретарем, и другое – с будущим вице-президентом. Кстати, придут ведь еще и президентские выборы 2016 года, на которых Обамы не будет, а демократам так нужен хороший кандидат… Клинтон тогда будет 69 лет, ничего страшного.
Сто стран
Сама Хиллари постоянно дает понять, как ей надоела дипломатическая работа и любая работа вообще. Почему бы тогда не подвести некоторые итоги – четыре года внешней политикой США занималась женщина, которая чуть не оказалась кандидатом демократов вместо Барака Обамы. И как результаты?
Для начала, как раз накануне приезда в Санкт-Петербург она, приземлившись в Латвии, поставила рекорд. Никогда раньше глава американской дипломатии не посещал 100 стран (больше половины мира). А это, между прочим, кое о чем напоминает. Прежде всего о том, что Хиллари Клинтон была и есть госсекретарем эпохи геополитического упадка США. Иначе не носилась бы по континентам с такой частотой.
Она побила рекорд Мадлен Олбрайт, которая посетила 96 стран. Но Олбрайт занималась дипломатией страны на подъеме, когда казалось, что пределов американскому могуществу нет. И вот после Джорджа Буша картина противоположная: войны проиграны, цели не достигнуты, пределы этого самого могущества очевидны всем (что не означает, правда, что могущества нет вовсе, оно очень даже есть), США – самый большой должник в мире.
Хиллари оказалась в почти невыносимом положении, когда ситуация для США изменилась, а мышление американской публики – не очень. Публика все еще голосует за тех, кто ведет себя так, будто США всесильны.
Это, в целом-то, нам знакомо по истерике 90-х годов в России, когда чем печальнее были наши дела в мире (где Россию перестали замечать), тем больше ярились наши патриоты и "патриоты", вспоминая то великую Екатерину, то канцлера Горчакова. Тоже, кстати, дипломата, работавшего в весьма неблагоприятной для его страны атмосфере.
И вот – многостраничный материал из журнала Foreign Policy, с игривым заголовком Head of State (то есть глава State, а слово это значит не только "государство" в слове "госсекретарь", но и просто "государство"). Тоже подводящий итоги работы Клинтон. И тоже с намеками на ее будущее. А больше всего там рассказывается о ее постоянной дилемме: если она будет "работать на публику" и громить партнеров по переговорам так, будто США еще где-то году в 1999-м, она завалит экономические интересы страны. И тоже будет иметь проблемы (речь в упомянутом материале об отношениях с Китаем, но так обстоит дело и с прочими партнерами).
Тем не менее Хиллари Клинтон каким-то образом удается маневрировать, одновременно произносить гневные речи в американском стиле и добиваться конкретных успехов несмотря на это. Может быть, дело в том, что ей очень нравится, когда все получается. В общем, очень даже неплохой дипломат. Простой вопрос: улучшились или ухудшились позиции и репутация США в мире после Джорджа Буша? Да кое-кто в мире успел и забыть этого самого Буша.
А что было решено двумя главами внешнеполитических ведомств в этот раз в Санкт-Петербурге - окончательно ясно станет только на конференции по Сирии в Женеве в субботу, если не позже. Кстати, за несколько часов до встречи Клинтон-Лавров МИД РФ опубликовал подробное изложение того, что скажет Россия в Женеве. Призывов к Башару Асаду покинуть пост тут не просматривается.