С.-ПЕТЕРБУРГ, 28 июн - РИА Новости. Выставка современного немецкого художника Кристиана Шютца, в чьих работах предпринимается попытка визуализировать звук и музыку, открылась в четверг в Мраморном дворце, сообщили РИА Новости в пресс-службе Русского музея.
"Создавая свои работы, Кристиан Шютц использует, в первую очередь, компьютер и себя называет не художником, а "цифровиком". Но он рефлексирующий и воодушевленный цифровик: он пытается вдохнуть душу в "цифру", отыграть ее на территории художественного пространства", - заявил на открытии выставки заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.
На выставке представлена 41 работа художника из зарубежных музеев, частных коллекций и личного собрания автора. Как правило, это нанесенные на листы алюминия изображения, созданные с помощью цифровых технологий.
По мнению Боровского, в выставке Шютца прослеживается линия, отсылающая к русскому авангарду, когда художники и композиторы начала ХХ века пытались найти связь между музыкой и визуальным образом.
"Как и абстрактная живопись, цифровое искусство не заинтересовано в непосредственном изображении объекта, но работает с реалиями жизни сознания и мозга. Другое дело, что здесь используются не традиционные моторные движения кистью, рукой, а образ монтируется на экране компьютером", - рассказал РИА Новости Боровский.
Искусствовед напомнил, что подобные опыты (но в обратном направлении) проводил еще Скрябин, сам же немецкий художник вдохновлялся работами композитора Штокхаузена, утверждавшего, что все вибрации Земли можно перевести в музыку.
На выставке представлено два цикла произведений, посвященных связям музыки и изображения: BA-ch и "Струны". По словам самого Шютца, он выработал свою собственную систему, которая позволяет ему превращать музыкальные произведения Баха в цифровое изображение.
"Цифровик может комбинировать в своей работе все доселе известные техники создания изображения: живопись, графику, фотографию, радиологию и сам компьютер с его различными возможностями. Мое произведение возникает из сотни отдельных изображений. Этот процесс можно уподобить процессу познания. Это интеллектуальное приключение, и именно оно побуждает цифровика работать", - считает художник, приехавший в Петербург на открытие выставки.
Кроме того, на выставке представлены циклы художника "Руны" и "Странник", посвященные природе знака, и несколько работ "рентгеновского цикла", как его называет Боровский.
"Кристиану свойственно соединение старомодной натурфилософии и высоких технологий. Через рентгеновские снимки и трехмерное сканирование человека он пытается представить наше тело без обертки, кожи", - рассказал РИА Новости искусствовед.
Евгения Петрова, заведующая отделом научной работы Русского музея, отметила на открытии выставки, что для Русского музея это первый опыт экспонирования цифрового искусства, однако она его считает удавшимся, так как "работы Шютца перекликаются с живописью, в них точно так же все построено на цвете и ритме".
Это первый проект Русского музея, проходящий в рамках года Германии в России.
Кристиан Шютц родился в Берлине в 1941 году. С 1962 года работал на телевидении ГДР, после чего начал создавать свои первые произведения как свободный художник. В 1979 году получил временный запрет на работу. В течение нескольких лет изучал кибернетику. С 1998 года выступает как художник цифрового искусства.