С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 июн - РИА Новости. Выставка "Сантьяго Калатрава. В поисках движения", посвященная творчеству одного из самых известных современных архитекторов, открылась в среду в Петербурге в Николаевском зале Эрмитажа, рассказали РИА Новости в пресс-службе музея.
Афиша событий в России и мире на июнь 2012 >>
"Эрмитаж, выставляя работы архитектора и инженера рядом с произведениям великих живописцев, подтверждает, что архитектура - это, как считали древние, и ремесло, и искусство", - отметил на пресс-конференции в среду сам Калатрава.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский добавил, что для музея это не совсем привычный формат выставки.
"Однако произведения Калатравы вписываются в знакомый нам контекст показа классической архитектуры, а также так называемой "бумажной архитектуры", то есть зданий, существовавших только на бумаге. Кроме того, она перекликается с самим Эрмитажем, представляющим собой уникальное произведение российского зодчества", - сказал он.
Также, по его словам, приезд испанского мастера и его выставка сыграют серьезную просветительскую роль.
"Она (выставка) может поспособствовать воспитанию хорошего архитектурного вкуса у российского зрителя. К сожалению, самым разным слоям нашего населения, как более, так и менее образованным, присуще его отсутствие", - добавил Пиотровский.
Испанский мастер представлен на выставке не только в качестве архитектора, но и как художник, скульптор и сценограф. Основную часть экспозиции составляют архитектурные макеты построенных им зданий. Однако открывают выставку именно картины Калатравы, на которых он изображает человеческое тело, а также абстрактные скульптуры, представляющие человека и его скелет как своего рода архитектурное сооружение.
"Как и самые древние художники, я полагаю, что в центре всего находится человек, и, следовательно, весь мир мы можем познать только через тело", - отметил архитектор.
Большинство критиков сходятся в том, что вдохновение Калатрава черпает в природе и созданных естественным образом конструкциях. В связи с этим архитектор так увлекается движущимися объектами. В частности, на выставке можно увидеть проект моста, находящегося в непрерывном движении, или фонтана, железные прутья которого представляют собой подвижные струи.
Один из самых амбициозных проектов, предложенных архитектором, - церковь Блаженного Хупинеро Серры в Лос-Анджелесе, движение закрывающейся и раскрывающейся крыши которой имитирует взмах крыла птицы. Так же стальные конструкции вокзала Ориенте в Лиссабоне напоминают тропический лес, а своды оперы в Тенерифе повторяют силуэты пальмовых листьев.
Одной из главных профессиональных удач сам Калатрава назвал строительство нескольких объектов в его родном городе Валенсия, где ему удалось превратить заброшенный промышленный район в культурный центр.
Калатрава подчеркнул, что для него это очень личная выставка, так как большая часть экспонатов выполнена его же руками. Во время показа он сам продемонстрировал один из своих первых проектов: ворота ангара, которые в открытом состоянии превращаются в крышу, но напоминают по форме улыбку.
Помимо архитектуры и дизайна, испанский мастер занимался и керамикой, которую считает предтечей любого строительства: так, в экспозиции представлены несколько висящих огромных яиц, созданных и вручную расписанных Калатравой. Также здесь можно увидеть несколько объектов, созданных в виде эксперимента для New York City Ballet, когда архитектору предложили попробовать себя в роли сценографа.
На пресс-конференции Калатрава признался, что был бы рад спроектировать для Петербурга какое-либо здание или мост, строительством которых он прославился в первую очередь. Однако он также признался, что это стало бы непростой задачей: архитектор считает невозможным нарушать "небесную линию" города или вторгаться в исторический центр.
В прошлом году Калатрава уже посещял Петербург с лекцией по приглашению художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, который лично присутствовал в среду на открытии экспозиции.
Выставка продолжит свою работу до 30 сентября.